Экономическое мышление - это, прежде всего, умение принимать рациональные решения, т. е. действовать в ситуации выбора, сознавая собственную ответственность за него. Экономическое мышление предполагает умение определять цель своих действий, оценивать выявленные альтернативы, выбирать и оценивать результат своего выбора.
Таким образом, действительно, развивая экономическое мышление учащихся, школа способствует их социализации. Формируя экономический способ мышления отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создается фундамент благосостояния общества в целом. Как сказал Бернард Шоу, "экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом".
Процессы социализации в России затруднены, т.к. протекают в ситуации нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм и ценностей. В итоге современный подросток оказывается не только на традиционном возрастном "перекрестке" выбора, но и в ситуации, когда установленные на нем общественные "светофоры" дают противоречивую информацию, а то и не работают вовсе. Ситуация осложняется еще и тем, что в России идет реформирование системы образования, изменяются программы обучения, формируются новые требования госстандартов, расширяется практика организации образования. Невероятно долгий период выхода из глубочайшего экономического кризиса в России связан с тем, что экономика парализована в главном звене - человеке, потому что качество человеческого ресурса не адекватно масштабам преобразований. Новой экономике нужны люди принципиально новой формации, инициативные и творчески мыслящие. Прежнее образование, несмотря на все былые заслуги, безнадежно устарело. Темпы инноваций и темпы изменения человека должны быть прямо пропорциональны. Сегодня в экономике ощутим дефицит предприимчивости, способности к риску, психологической активности. Сама обстановка требует нового экономического мышления, но ждать когда оно самообразуется, нельзя, надо его активно формировать. Экономическое образование должно быть непрерывным. Мировая практика обучения уже дала систему экономического образования с первого по одиннадцатый класс. Более раннее изучение экономики позволяет избежать ряда ошибок и, благодаря концентрическому построению программ, высвободить в старших классах время для разъяснения более сложных концепций, решения задач, ситуаций и разбор сложных деловых игр.
Уже в начальных классах школьников можно ознакомить с фундаментальными экономическими понятиями, такими как, например, "ресурсы" и "потребности". Для детей начальной школы акцент делается на отдельных элементарных понятиях, изложение ведется образно, эмоционально, в увлекательной игровой форме.
Особенности формирования экономического мышления учащихся средних классов связано с расширением границ изучаемых понятий, с выявлением их свойств, функций, факторов, экономических суждений. В этом возрасте учащиеся относятся к экономическим курсам как к органичной части их современного общего образования.
Социально - психологические особенности старшеклассников дают возможность интеллектуального обучения с освоением обобщённого теоретического и практического знания, необходимого для конструктивного решения хозяйственных задач и принятия экономических решений. В это время оформляется экономическое мировоззрение, познавательный интерес к принципам функционирования и развития экономических систем, универсальным законам природы и общества, обобщению разрозненных знаний фактов, информации. Продолжают формироваться практические навыки и умения. В то же время старшеклассники относятся к экономическим курсам зачастую прагматично, рассматривая их как возможность получить преимущество при поступлении в экономические вузы или сразу включиться в самостоятельную деятельность. Поэтому их больше интересуют прикладные вопросы курса.
В современных условиях изучение экономики в старших классах на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы знаний об экономической деятельности человека, фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;
- развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
Определение нетрадиционных педагогических
технологий и их виды
Для того, чтобы раскрыть понятие нетрадиционной педагогической технологии, обратимся к термину «педагогическая технология». Существует множество определений этого термина различными авторами. Приведем один из них. «Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит целью повысить ...
Особенности восприятия
детьми формы предметов и геометрических фигур
Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их сво ...
Роль игры в развитии личности умственно отсталого ребенка
Длительное время в России дети с умственной отсталостью находились в ведении Министерства социального обеспечения. По сути дела, забота о них сводилась к поддержанию их физического существования. Однако в последние годы ситуация изменилась: возник интерес к воспитанию, обучению и развитию детей с и ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.