Все они способствуют формированию экономического мышления, т.к. предполагают ученика активным участником процесса обучения, предполагают возможность альтернативного выбора.
Педагогические технологии и методы обучения я выбираю с учетом целей и содержания экономического образования на каждой ступени, возрастных особенностей учащихся.
Деловые игры можно проводить с детьми разного возраста, но я в своей педагогической деятельности их использую чаще в 6 -7 классах. Учебная игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций (приближенным к жизненным). В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр, но любая из них имеет определенные этапы: подготовка к проведению, проведение игры, обсуждение игры.
Активные формы обучения и особенно деловые игры позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. Прямо по древнекитайской мудрости: "Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, включи меня в действие, и я тогда пойму". Игра позволяет воплотить индивидуальный подход в обучении. Она учит мыслить, позволяет ученику стать субъектом обучения, проявить свои индивидуальные личностные качества, она позволяет одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов.
В методической литературе встречается достаточно разработок учебных деловых игр. Примеры учебных игр используемых мною на уроках экономики в 6-7 классах: "Рынок", "Книжная фабрика", "Необитаемый остров", "Рекламная кампания", "Строительство домов" и др. Активным методам обучения была посвящена моя работа "Активизация познавательной деятельности учащихся через деловую игру в процессе обучения экономике". В данной работе были представлены и методические разработки, и краткое описание используемых игр.
Не менее важной является исследовательская работа учащихся, работа над рефератами и последующее участие в научно-практических конференциях. Это позволяет учащимся:
• применять свои теоретические знания, полученные в процессе изучения экономических спецкурсов и других предметов, для анализа реальных явлений и процессов нашей жизни;
• приобрести навыки работы с научной литературой и материалами периодической печати, используя их для обоснования или опровержения той или иной точки зрения;
• получить опыт выступления перед большой незнакомой аудиторией.
Именно исследовательская и проектная деятельность соответствует современным требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно эти методики позволяют организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствуют развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.
Отличительными чертами этих методов можно назвать:
• опору на детские интересы сегодняшнего дня;
• связь с различными сторонами хозяйственной жизни страны;
• самостоятельность;
• творчество учащихся.
С уверенностью можно сказать, что эти черты делают эти методы крайне актуальными сегодня. В современной литературе часто рассматривают проектную и исследовательскую деятельность как один метод, но это не совсем верно. Остановимся на взаимосвязи между этими понятиями.
Что есть исследование? Это процесс выработки новых знаний. Это бесконечное движение вглубь, свободное, не регламентированное внешними установками, возможность "безумных идей". Это истинное творчество
Что есть проект? Это замысел, четкий план, это реальные гипотезы и их проверка, ориентация на практику, заданные границы решения проблем. Это творчество по плану.
Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно разным направлениям деятельности. Следует также разграничить исследовательскую (творческую) и реферативную работу. На одних и тех же источниках и материалах может быть выполнена и та и другая.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и составлении на его основе новых выводов. Суть же реферативной работы – в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся может осуществляться в двух направлениях:
- организация проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов и их решение в урочной деятельности, по возможности, весь класс включается в процесс поиска, исследования;
Особенности мыслительной деятельности ребенка младшего
школьного возраста и их использование для его обучения
Мышление человека может развиваться, а его интеллектуальные способности - совершенствоваться. К этому выводу давно пришли многие психологи в результате наблюдений за изменениями уровня интеллектуального развития человека в течение его жизни и успешного применения на практике различных методов разви ...
Анализ методических рекомендаций и обоснование
направления коррекционно-развивающей работы для преодоления нарушений письма
Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности п ...
Общая характеристика страны
Что такое 24 часа в жизни Франции? Это - 2083 новорожденных, 108 пар, подписавших Pacs (брачный договор), 550 пластических операций, 14 миллионов мальчиков и девочек, которые идут в школу, 6 миллионов километров, проделанных почтальонами для доставки писем и газет, 30 миллионов отправленных SMS, 16 ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.