Творческая активность является предметом изучения многих авторов, как Б.Г.Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.Г. Денисова, А.В. Петровский, А.Я.Понамарев, А.М.Матюшкин, С.Л.Рубинштейн и др.
В педагогике понятие «активность» чаще всего связывают с учебно-воспитательным процессом, с проблемой выделения, разработкой и реализацией активных методов обучения и воспитания и отождествляют его с деятельностью (Н.Ф. Талызина, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.)
И.Э.Унт представляет активность на четырех уровнях: запоминание, мыслительная деятельность, творческое мышление и поиск новых знаний. И.Я.Лернер предлагает введение уровней активности и самостоятельности, выделяя категории «простая активность», «подлинная самостоятельность».
Обобщая психолого-педагогические исследования «активности», можно заметить, что они осуществлялись в двух направлениях - как деятельность и как черта личности. Т.И.Шамова отмечает, что эти подходы нельзя отрывать друг от друга, а использование их в диалектическом единстве позволяет сформировать единую точку зрения на понятие сущности активности, которую необходимо рассматривать и как условие деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.
Несмотря на возросшее в последнее время количество исследований, посвященных творческой активности учащихся, само понятие «творческая активность» раскрывается через более общее понятие - «творчество».
Анализ литературы показал, что большинство авторов трактует творчество прежде всего как деятельность личности, состоящую в производстве нового, оригинального (Г.А.Давыдова, Т.В.Кудрявцев, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Шумилин, и др.)
«Среди исследований нет единства взглядов на результаты творчества. Это приводит к разграничению творчества на субъективную и объективную стороны. Психологи утверждают, что способность к творчеству не определяется наследственностью.
Они изучают творчество в двух направлениях: как психический процесс создания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают включение личности в этот процесс. Осознанные потребности, возникающие у личности и служащие причиной творческой деятельности, являются интересом».
Поскольку отечественные и зарубежные исследователи по изучаемой проблеме рассматривали творчество как психический процесс, то в истоке этого направления выделяются различные типы, этапы, стадии и уровни творчества. П.Н.Андрианов указывает на целесообразность выделения четырех этапов или фаз творческого процесса: осознание и обоснование идеи; технико-технологическая разработка идеи (задачи, задания); проектная работа по решению задачи, задания; апробирование объекта в работе и оценка творческого решения задачи, задания. При этом каждый этап имеет отчетливо выраженный промежуточный результат.
Ю.К.Бабанский, М.А.Данилов, Б.И.Коротяев, И.Я.Лернер, М.КСкаткин, Г.И.Щукина и другие все многообразие учебного труда школьников сводят к двум видам деятельности: репродуктивной (воспроизводящей) и продуктивной (творческой).
Психологи, дидакты, методисты, характеризуя творческую активность школьника, отмечают такие показатели, как новизна, оригинальность, отстранение от шаблона, логика традиций, неожиданность, целесообразность, ценность, по сути, те же, что характеризуют и процесс творчества.
Анализ различных подходов к проблеме творчества и творческой активности личности позволяет придерживаться определения «творческой активности» как относительно устойчивого, личностного образования, представляющего собой не отдельную черту личности, а ее интегральное качество, характеризующееся комплексом эмоционально-волевых, интеллектуальных, характерологических свойств, дающих человеку возможность творчества в любом виде деятельности. Источник активности личности в ее потребности в творчестве, в самореализации, в познании.
Из множества характерных для начального этапа среднего звена школы Рогалевым Е.В. отобраны такие компоненты личностных свойств и качеств, которые отражали бы сущность творческой активности и позволили бы развить ее как целостность - это мотивационный; содержательно-операционный; эмоционально-волевой. С учетом этих компонентов он выделяет три группы критериев творческой активности в образовательной области «Технология».
Анализ психолого-педагогической литературы и данные, полученные в результате изучения пятиклассников, позволяют выделить три уровня развития творческой активности: низкий (репродуктивный); средний (эмпирический); высокий (креативный).
Низкий уровень развития творческой активности соответствует ученикам, не умеющим преодолевать возникшие трудности, доводить начатое дело до конца, не проявляющим интерес к творческим заданиям. В случае затруднения они не только не прибегают к помощи других, но и часто отказываются от нее.
Средний уровень развития творческой активности соответствует ученикам, проявляющим умственную активность, догадливость, сообразительность в процессе открытия новых знаний, способов действий, способностью фантазировать, умение видеть в задании заложенную проблему.
Психофизиологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст требует определенного уровня психофизиологического развития, обеспечивающего оптимальную адаптацию ребенка к режиму школы и возможность усвоения учебных программ. Длительность, постепенность и неравномерность развития определяют различия функциональных возможностей организм ...
Особенности деятельности социального педагога в условиях сельской
общеобразовательной школы
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите ...
Психолого-педагогические основы изучения проблемы
пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического
развития
Формирование образов окружающего мира у детей с ЗПР осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.