Возникновение теории «человеческого капитала» связано также с расширенной трактовкой понятия национального богатства. Суть этой теории, по словам Дж. Кендрика, состоит в том, что одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду. К нематериальным формам богатства экономисты относят накопленные научные знания, которые материализуются в новой технологии.
Теория «человеческого капитала» получила развитие и в России. А.И. Добрынин под человеческим капиталом понимает имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов. Для постиндустриального общества характерно воспроизводство производительных сил человека не в товарной форме, а в форме человеческого капитала.
По словам другого отечественного социолога С.А. Дятлова человеческий капитал – наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова человеческий капитал рассматривают как качественную характеристику рабочей силы, как способность человека к трудовой деятельности, его знания. По их мнению, человеческий капитал складывается из природных способностей отдельного человека. Они считают, что человеческий капитал может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Инвестиции в человеческий капитал – затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки.
Таким образом, в рамках экономических исследований и, в частности, в современных исследованиях по экономике труда под «человеческим капиталом» понимают меру воплощенной в человеке способности приносить доход. При этом человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и квалификацию.
Понятие «человеческого капитала» применяют не только в экономике, но и в других науках, в частности, в социологии. Это позволяет изучать не только многие рыночные явления, но и понять роль социальных институтов.
В социологии, как уже было отмечено раньше, разработкой данной теории занимался П. Бурдье. Остановимся более подробно на культурном капитале. Из трудов ученого видно, что культурный капитал в своем основном состоянии связан с телом и предполагает некое инкорпорирование. Этот процесс влечет за собой усилия по освоению и ассимиляции, он требует затрат времени – непосредственно самого инвестора. Это невозможно сделать через вторые руки – это работа над собой (самосовершенствование), предполагающая собственные усилия. Это инвестирование, прежде всего, времени.
Культурный капитал, объективированный в материальных предметах и средствах, может передаваться материально. Однако культурный капитал существует в символически и материально активной и эффективной форме только тогда, когда он присваивается агентами, воплощается и инвестируется как орудие, как средство борьбы на полях культурного производства.
Наделяя культурный капитал институциональным признанием, академическая квалификация делает возможной сравнение квалификации его владельцев, позволяет установить пропорции обмена между культурным и экономическим капиталом.
Возможность конвертации различных типов капиталов служит основой стратегий, направленных на обеспечение воспроизводства капитала. Трансформация экономического капитала в культурный предполагает затраты времени, возможные благодаря обладанию экономического капитала. Это обеспечивает передачу данного капитала и откладывает выход на рынок труда путем продолжения образования – вложения, приносящего плоды в лучшем случае в очень долгосрочной перспективе.
Другой социолог В.В. Радаев, на основе работ П. Бурдье, предлагает иную классификацию капитала – экономический, физический, культурный, человеческий, социальный, административный, политический, символический капитал.
Из всех выше перечисленных форм нас будет интересовать «человеческий капитал» (напомним, что это понятие ввел Г. Беккер). В.В. Радаев так раскрывает смысл этого вида капитала: «В своем инкорпорированном состоянии человеческий капитал представляет собой совокупность накопленных профессиональных знаний, умений и навыков, получаемых в процессе образования и повышения квалификации, которые впоследствии могут приносить доход». В отличие от культурного капитала, человеческий капитал - рефлексивное знание, имеющее логическую структуру.
Психолого-педагогическая характеристика детей 11-13 лет
При описании психических процессов детей 11-13 лет будем опираться на психические особенности младших школьников, поскольку дети 5-6 классов близки к младшему школьному возрасту. Рассмотрим психические процессы младших школьников. Познавательное развитие в младшем школьном возрасте. - Внимание - Во ...
Методика проведения дискуссии на уроке у старшеклассников
Дискуссия - это форма урока, которая призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. В любом сл ...
Примеры проектно-исследовательской деятельности дошкольников
Проектно-исследовательская деятельность в последнее время приобретет все большую популярность. Данные тенденции связаны как с эффективностью метода, так и с общими тенденциями в образовании - переходе от изучения конкретных знаний к методам их получения. Темы, разрабатываемые в рамках экологических ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.