Как уже говорилось, использование элементов программированного обучения на уроках информатики предназначено для реализации практических целей, указанных в "Стандарте основного общего образования по информатике и информационным технологиям" и в "Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям". В Примерной программе основного курса информатики, утвержденной Министерством Образования РФ, есть содержательные линии, при изучении которых полная замена классической системы обучения использованием элементов программированного обучения не представляется возможным из-за невыполнения предложенных нами организационно-педагогических условий. Например, в содержательной линии "Социальная информатика", при использовании элементов программированного обучения при изучении темы "Анализ роли информации в быту, общении, познании, практической деятельности" не будут выполняться требования к целям обучения, содержанию и его разработки. С другой стороны, при изучении других содержательных линий, таких как "Информационные технологии" или "Компьютер как средство автоматизированной обработки информации", применение элементов программированного обучения возможно, так как все поставленные организационно-педагогические условия выполняются.
Нами был проведен анализ содержательных линий основного курса информатики. Целью исследования ставилась оценка содержательных линий с позиции возможности выполнения поставленных нами организационно-педагогических условий (ОПУ) при применении учебных элементов. При анализе нами были выделены 3 степени возможности выполнения поставленных нами организационно-педагогических условий:
Отсутствует – при изучении данной темы возможность использования элементов программированного обучения крайне низка из-за того, что не выполняются организационно-педагогические условия использования элементов;
Частичная – при создании и использовании учебных элементов выполняются все условия, но, данный элемент программированного обучения не может охватить все аспекты изучаемой темы отдельного урока, мы не рекомендуем использовать учебный элемент в виде основного дидактического средства урока, он может использоваться как вспомогательный элемент, инструкция, самостоятельная работа и т.д.;
Высокая – созданные элементы программированного обучения полностью соответствуют организационно-педагогическим условиям, учебный элемент охватывает все аспекты изучаемой тему и может использоваться в качестве основного дидактического средства.
Результаты исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2 Наполнение основных содержательных линий основного курса информатики на базовой ступени обучения (А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина, Н.В. Матвеева, Л.В. Милохина).
№ |
Краткое содержание учебных модулей |
Основные виды деятельности |
Возможность выполнения ОПУ при применении учебных элементов |
"Моделирование и формализация" | |||
1 |
Объект, задача, модель. Модель объекта, модель решения. Построение модели как важный элемент информационной технологии решения задачи |
Выделение в исследуемой ситуации объекта, субъекта моделирования, модели. Анализ свойств модели и выделение среди них существенных с точки зрения целей моделирования |
Отсутствует |
2 |
Моделирование в познании, общении и практической деятельности. Учебные модели, их особенности и формы представления. Их назначение и области применения. Информационная модель как схема, изображение или описание изучаемого объекта. Адекватность модели объекту и целям моделирования. |
Исследование учебных моделей, описание их вида, назначения, принципов построения, степени подобия объекту моделирования |
Отсутствует |
3 |
Этапы построения информационных моделей. Формализация как важный этап построения модели. |
Формализация информации различного вида. Структурирование данных при решении задач. |
Отсутствует |
4 |
Основные приемы моделирования внешнего вида, структуры, поведения объектов. Статические и динамические модели. |
Знакомство с основными приемами моделирования. Исследование компьютерных моделей с точки зрения новой информации, которую они несут об объекте моделирования. |
Частичная |
5 |
Формализация текстовой информации. |
Знакомство с приемами формализации текстов, правилами заполнения формуляров, бланков и т. д. Составление деловых бумаг по заданной форме. |
Частичная |
6 |
Основные свойства формул. Правила построения и интерпретации формул. Математическое моделирование и его особенности. |
Знакомство с правилами интерпретации различных формул. Выявление особенностей математического моделирования. |
Отсутствует |
7 |
Схемы, таблицы, графики как формы моделирования. Правила построения схем, таблиц, графов |
Построение и интерпретация таблиц, диаграмм, графов, схем, блок-схем алгоритмов. |
Частичная |
8 |
Блок-схемы, алгоритмы и программы как формы моделирования процесса решения задачи формальным исполнителем. |
Анализ разных способов записи алгоритмов с позиции того, что они информационные модели. Определение того, что является объектом моделирования для математической модели, алгоритма, программы решения задачи. |
Отсутствует |
При изучении линии "Моделирование и формализация" учебные элементы можно использовать в качестве инструкций для заполнения бланков и построения таблиц. | |||
"Алгоритмизация и программирование" | |||
1 |
Алгоритмы как описание последовательности действий. Исходные данные и результаты исполнения алгоритма. Исполнитель алгоритма и его свойства. |
Составление последовательности предписаний на естественном языке, описывающих ход решения задачи. Анализ исходных данных и ожидаемых результатов исполнения алгоритма, построение модели и "перевод" ее в алгоритм. |
Частичная |
2 |
Основное свойство алгоритма – получение одного т того же результата при одинаковых исходных данных у разных формальных исполнителей, для которых этот алгоритм предназначен. |
Определение по заданному описанию, относится ли оно к классу алгоритмов. Пошаговое исполнение алгоритмов. Деятельность в соответствии с инструкцией. |
Частичная |
3 |
Способы записи алгоритмов: формульный, табличный, графический, блок-схемы, программы. |
Преобразование одного способа записи алгоритма в другой. Запись одного алгоритма разными способами. |
Отсутствует |
4 |
Основные алгоритмические конструкции: линейная, ветвление, цикл, подпрограмма, рекурсия. |
Распознавание алгоритмических конструкций на основе анализа примеров. Определение по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм. |
Частичная |
5 |
Блок-схема как наглядный способ представления алгоритма. Основные типы блоков. Правила записи алгоритмов в виде блок-схемы. |
Составление блок-схем для решения задач. Определение, для решения какой задачи предназначен алгоритм. |
Частичная |
6 |
Свойства алгоритма. Запись одного алгоритма разными способами. Алгоритм как один из способов управления информационными процессами. |
Анализ алгоритма с позиций их свойств. Сравнение, сопоставление разных алгоритмов решения одной задачи. |
Отсутствует |
7 |
Организация диалога с пользователем средствами языка программирования (ЯП). |
Изучение формата операторов ввода и вывода и их использование при написании программы. |
Отсутствует |
8 |
Этапы решения задач на компьютере. Программа как алгоритм, предназначенный для исполнителя-компьютера. Отладка и тестирование программы. |
Знакомство со средой программирования, ее пользовательским интерфейсом, средствами отладки и тестирования программы. |
Отсутствует |
9 |
Алфавит ЯП. Структура программы. Типы данных, обрабатываемые средствами ЯП. Переменные и константы. Способы присваивания значения переменным. |
Составление и отладка программы для решения вычислительных или графических задач. |
Отсутствует |
10 |
Операции над данными. Стандартные функции и процедуры. |
Знакомство со способами записи арифметических и логических выражений. |
Отсутствует |
11 |
Организация ветвления средствами ЯП. |
Изучение форматов операторов ветвления и использование этих операторов при составлении программ. |
Отсутствует |
12 |
Организация циклов средствами ЯП. |
Изучение форматов операторов циклов и использование этих операторов при составлении программ. |
Отсутствует |
13 |
Графические средства ЯП. Построение анимационных изображений. |
Моделирование с помощью средств программирования. |
Отсутствует |
При изучении линии "Алгоритмизация и программирование"" использование учебных элементов является нецелесообразным, так как для обучения основ программирования лучше использовать объяснительно-иллюстративный метод обучения. | |||
"Исполнитель" | |||
1 |
Исполнение инструкций и исполнение алгоритмов: сходства и отличия. Влияние среды на деятельность исполнителя. Исполнитель как объект управления. |
Выявление соотношения: команда пользователя - программа для процессора. Анализ деятельности исполнителя с позиций управления. |
Отсутствует |
2 |
Способы задания команд для разных исполнителей. Степень детализации команды. Структура команд для разных исполнителей. Способы отказа. Прерывание как способ отказа. |
Формирование системы команд для исполнителей с различной целью деятельности и различным "опытом". Выявление структуры команд. Запись команд по заданной структуре (формату) |
Частичная |
При изучении линии "Исполнитель" использование учебных элементов также считается нами неэффективным, так как основной целью данного раздела ставится формирование анализаторских способностей учащихся. | |||
"Компьютер как средство автоматизированной обработки информации" | |||
1 |
Программное обеспечение (ПО) компьютера. Основные виды ПО. |
Классификация ПО. Определение основных характеристик операционной системы. Анализ условий и возможностей применения ПО для решения типовых учебных задач. |
Частичная |
2 |
История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. Этапы компьютерной революции. |
Анализ взаимосвязи развития программного, аппаратного, алгоритмического развития ЭВМ. |
Частичная |
3 |
Функциональная организация компьютера. Общие принципы работы. |
Моделирование информационных потоков в ЭВМ. |
Частичная |
4 |
Представление чисел, графики, текстов, звука в ЭВМ. Арифметические основы ЭВМ. Системы счисления. Разрядность основных устройств ЭВМ. |
Знакомство с алгоритмами перевода из одной системы счисления в другую. Знакомство со способами кодирования целых и вещественных чисел. Анализ возможности переполнения. |
Отсутствует |
5 |
Логические основы ЭВМ. Элементарные устройства ЭВМ (инвертор, коньюктор, дизъюнктор). Простейшие устройства ЭВМ (сумматоры, триггеры, шифраторы). |
Изучение основных законов формальной логики и их применение для построения таблиц истинности, построения и упрощения структурных формул. Построение функциональных схем простейших устройств ЭВМ. |
Отсутствует |
6 |
Вычислительные системы и сети. Локальные и глобальные сети. |
Знакомство с основными сетевыми услугами. |
Частичная |
7 |
Тенденции и перспективы развития аппаратного и программного обеспечения компьютера. |
Анализ публикаций в периодической печати и выявление тенденций развития компьютерных технологий. |
Отсутствует |
При изучении линии "Компьютер как средство автоматизированной обработки информации"" использование учебных элементов не является приоритетным, так как основной упор при изучении данного раздела ставится на формирования математического и логического склада ума учащихся, а также на формирование у них логических навыков. | |||
"Информация и информационные процессы" | |||
1 |
Общая схема передачи информации. Канал связи. Характеристики канала связи. Помехи. Способы защиты от помех. |
Рассмотрение передачи информации в различных системах с позиций общей схемы передачи. Определение пропускной способности канала связи. |
Отсутствует |
2 |
Виды информации: физическая, техническая, биологическая, социальная. Сбор, преобразование, использование информации – обобщенные информационные процессы, характерные для различных систем. Единицы измерения информации в технике. "Объемный" метод измерения информации. |
Классификация информации по разным основаниям. Определение того, к какому виду относится информация. Выделение обобщенных процессов и их составляющих в деятельности человека и функционировании компьютера. Измерение количества информации в сообщении. Перевод единиц измерения информации. |
Частичная |
3 |
Информация как данные плюс методы их обработки. Сходства и различия в протекании информационных процессов у человека и в компьютере. |
Выявление данных в сообщении. Определение возможных методов обработки данных и средств, необходимых для реализации этих методов. |
Отсутствует |
4 |
Представление информации в компьютере. Таблицы перекодирования информации для компьютера. Матричный и векторный принципы кодирования графики. Квантование и оцифровка звуковых сообщений. |
Знакомство с таблицами перекодировки. Кодирование сообщений, представленных аналоговым и дискретным способами. Применение матричного принципа для кодирования графической информации. Кодирование звуковой информации различными способами. |
Частичная |
При изучении линии "Информация и информационные процессы" использование учебных элементов практически невозможно, так как данная линия является системообразующей, основная цель которой – формирование понятийного аппарата учащихся и развитие аналитических способностей. | |||
"Информационные технологии" | |||
1 |
Базовое прикладное программное обеспечение и технологии создания документов с его помощью. Средства и технологии работы с текстовой, числовой, графической и звуковой информацией. |
Анализ пользовательских интерфейсов ПО, используемых в учебной деятельности. Анализ условий и возможностей применения ПО для решения типовых учебных задач. Анализ технологии решения конкретной задачи в конкретном ПО. |
Отсутствует |
2 |
Электронные таблицы. Технология решения расчетных и оптимизационных задач. |
Решение задач вычислительного характера с использованием ЭТ. |
Высокая |
3 |
Технологии архивации файлов для их хранения и передачи по командным сетям. |
Работа с программами-архиваторами. Анализ возможностей этих программ. |
Высокая |
4 |
Базы данных (БД), системы управления базами данных (СУБД). Технология хранения и поиска информации в базах данных. Понятие поискового запроса. |
Работа с готовыми БД. Формирование запросов к БД. Разработка структуры БД. Создание БД и ее наполнение. |
Высокая |
5 |
Технологии использования информационных ресурсов. Информационно-поисковые системы (ИПС). Понятие поискового адреса. |
Поиск информации в ИПС. Формирование поисковых запросов. Определение возможностей, предоставляемых пользователю ИПС, БД. |
Высокая |
Линия "Информационные технологии" является одной из наиболее благоприятных для использования учебных элементов, так как основная цель данного раздела – формирование и развитие у учащихся практических навыков работы на ПК и технологических умений работы и приложениями "MS Office" | |||
"Автоматизированные информационные системы" | |||
1 |
Информационные системы, основанные на технических средствах хранения, обработки, передачи информации. |
Сравнительный анализ автоматизированных и неавтоматизированных информационных систем. Выявление их общих свойств и различий. Анализ роли технических средств в организации и функционировании АИС. |
Отсутствует |
2 |
Автоматизированные информационные системы (АИС). Определение, виды, назначение, возможности, функции. Структура АИС. |
Определение основных компонентов АИС. Определение функций администратора системы и возможностей, предоставляемых пользователю. Знакомство с основными механизмами ввода, хранения, обработки, выдачи данных. |
Отсутствует |
3 |
ПО компьютера и его файловая система как АИС. Их особенности и сферы применения. |
Знакомство с основными функциями операционной системы и операционных оболочек. Поиск, копирование, удаление и т. д. файлов и каталогов, организация каталога. |
Частичная |
При изучении линии "Автоматизированные информационные системы" использование учебных элементов целесообразно лишь при работе с ПО ПК, т.е. при изучении 3 подраздела. | |||
"Информационные ресурсы общества" | |||
1 |
Понятие информационных ресурсов общества. |
Определение основных видов информационных ресурсов, используемых в обучении и обыденной жизни. |
Отсутствует |
2 |
Информационные ресурсы как форма представления знаний. Знания как национальное достояние. |
Анализ знаний, накопленных человечеством, с точки зрения информационных ресурсов. |
Отсутствует |
3 |
"Электронизация" информационных ресурсов общества как актуальная проблема. |
Сопоставление объема информации, хранящейся на носителях разного вида в разные исторические периоды. Определение сущности проблемы широкого использования электронных носителей информации. |
Отсутствует |
Изучение линии "Информационные ресурсы общества" не предполагает использование учебных элементов, так как изучение данного раздела не предполагает формирование у учащихся технологических навыков. | |||
"Системы и системный подход" | |||
1 |
Элементы системы, их взаимосвязи. Рассмотрение объектов изучения с позиций системы. Структура системы. |
Определение и формулировка цели системного анализа. Выделение элементов системы и создание подсистем. Установление связей между элементами. |
Отсутствует |
2 |
Взаимодействие с окружающей средой. Свойства систем. |
Выявление воздействий окружающей среды на систему и анализ реакции системы на воздействия. |
Отсутствует |
3 |
Информационные системы (ИС) в широком и узком смысле этого термина. |
Анализ систем живой природы и социальных систем как ИС. Анализ систем хранения, передачи, обработки информации как ИС. |
Отсутствует |
При изучении линии "Системы и системный подход" не предполагает использование учебных элементов, так как изучение данного раздела не предполагает формирование у учащихся технологических навыков. | |||
"Информационные основы управления" | |||
1 |
Общая схема управления. Объект управления (ОУ) и управляющая система (УС). Особенности ОУ и УС. Воздействия внешней среды. |
Моделирование схем управления в реальных системах и выявление их сходств с общей схемой управления. Выявление особенностей выбора управляющих воздействий. |
Отсутствует |
2 |
Взаимосвязь ОУ и УС. Прямая и обратная связи, их назначение и роль в процессе управления. Управление как управляющие воздействие, передаваемое в форме команд. Принципы формирования и способы задания команд. Параметры команд. |
Выявление каналов прямой и обратной связи, информационных потоков по ним. Моделирование работы систем управления. Алгоритмизация. Управление работой компьютера с помощью команд. |
Частичная |
При изучении линии "Информационные основы управления" учебные элементы также можно использовать только как инструкции при работе с ПК. | |||
"Системы искусственного интеллекта" | |||
1 |
Интерпретация, оценка информации, анализ, синтез, предсказание, выдвижение гипотез как интеллектуальные операции. |
Анализ и синтез простейших систем. Интерпретация обобщений в условиях неопределенности. Организация исследования объекта с соблюдением основных этапов научного познания. Решение алгоритмических этюдов. |
Отсутствует |
При изучении линии "Системы искусственного интеллекта" использование учебных элементов невозможна в виду того, что вся работа учащихся при изучении данного раздела связана с мыслительной деятельностью и не рассчитана на формирование технологических навыков. | |||
"Социальная информатика" | |||
1 |
Информатика в современной системе научного знания. Вклад ученых России в развитие информатики как науки. |
Знакомство с основными научными исследованиями в области информатики в России. |
Отсутствует |
2 |
Роль информатики в развитии общества. Информатизация общества как глобальный процесс. Характеристики информационного этапа развития общества. |
Анализ роли информации в быту, общении, познании, практической деятельности. Выявление отличий информационного этапа (постиндустриального) от индустриального. |
Отсутствует |
3 |
Объективная обусловленность информатизации общества. Основные этапы информатизации и ее основные направления. Проблемы информатизации. |
Знакомство с основными этапами информатизации. Оценка уровня информатизации близлежащих предприятий, учреждений. |
Отсутствует |
При изучении линии "Социальная информатика" использование учебных элементов невозможна в виду того, что вся работа учащихся при изучении данного раздела связана с мыслительной деятельностью и не рассчитана на формирование технологических навыков. |
Особенности развития современной семьи
Под понятием современная семья понимается следующее: семья, живущая в современных условиях, которые отличаются от предыдущих. Так как семья - категория социально обусловленная, изменения в обществе влекут за собой изменения в семье. В педагогической теории и практике существует много уникальных, це ...
Образовательная поддержка социального
проектирования
Прототипом для схем образовательной поддержки социального проектирования могут выступать схемы организации образовательных программ в рамках программы дополнительного образования Красноярского края «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала», реализуемой с 2001 года и накопившей значительное ...
«Азбука» Л. Н. Толстого и книги для чтения
В своих дидактических высказываниях Толстой дает много указаний, какими должны быть книги для первоначального обучения. Помещаемый в них материал должен быть занимательным для детей, доступным их пониманию; написаны книги должны быть просто, немногословно. В книгах для начальной школы надо давать м ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.