Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971 г.) направлена на коренное изменение отношения общества к этой категории населения. Этот документ провозглашает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на признание его человеческого достоинства. Настоящее и будущее этих людей должно быть основано на соблюдении обществом тех же самых прав человека, которые принадлежат и всем людям.
Содержание основных международных документов, касающихся прав лиц с ограниченными возможностями, позволяет сделать следующие выводы:
Принцип равенства прав, отражённый во всех рассматриваемых документах, предоставляет лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям.
Лица с ограниченными возможностями являются обладателями особых прав.
Особые права лиц с ограниченными возможностями представлены не в одном, а во многих правовых документах.
Законодательная политика в Российской Федерации направлена на то, чтобы постепенно привести существующие в стране законодательные акты в соответствии с международными, поэтому в течение 90-х годов XX в. были приняты меры по ратификации и реализации ряда международных документов.
Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации.
В главе « Права человека» Конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключённых Россией, демографические и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоёв населения. Однако, социальное равенство, равноправие, закреплённое в Конституции, ещё не является фактическим равенством в силу естественного различия между людьми. Например, человек, имеющий ограниченные возможности в реализации своих способностей по причине болезни или недостатка развития, находится в неравных условиях со здоровым человеком. Поэтому создаваемые на основе Конституции другие законы предусматривают определённые правовые льготы отдельным категориям граждан. Назначение этих законов – обеспечение социальной справедливости в общественной жизни. Льготы – это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав, предоставляемых определённым категориям граждан или освобождение их от определённых обязанностей.
Принципиально важными законотворческими решениями в области защиты прав человека в Российской Федерации являются следующие:
- закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка и Заключительными замечаниями Комитета ООН по правам ребёнка (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, постановление Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании», Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, Федеральная целевая программа «Дети России»);
- разработка и принятие мер по улучшению здоровья населения, в том числе детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Закон РФ «О социальной защите инвалидов», Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов»);
- разработка и принятие мер, направленных на улучшение обучения и воспитания подрастающего поколения («О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании», Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», Указ Президента РФ «О гарантиях прав граждан на получение образования» и т.д.);
- определение через социальные институты (государственные и общественные) системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющих детей-инвалидов, и повышении их размеров», Закон РФ «О социальной защите инвалидов»);
- поддержка приёмных семей, детей, лишившихся родительского попечения, решение ряда вопросов усыновления детей (Семейный кодекс РФ, Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой);
- разработка и принятие мер по преодолению генетически обусловленных заболеваний, реальному снижению рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, с аномалиями физического и психического развития (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечения здоровья населения РФ», Федеральная программа «Дети России»);
Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активную педагогическую работу он стал вести с 1859 года, продолжая ее с перерывами до конца своей жизни. По возвращении с Крымской войны он открыл в ...
Социальная дезадаптация
Признаками нарушения процесса социальной адаптации у детей чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические и психосоматические расстройства, повышенная тревожность. Социальная дезадаптация способна спровоцировать возникновение устойчивых вредных привычек и отрицательных чер ...
Программа социально-педагогических мероприятий
коррекции агрессивного поведения подростков
Данная программа составлена для подростков 12-15 лет. Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Задачи программы: Обучить подростков приёмам общения, стимулируя развитие их коммуникативной культуры. С ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.