Педагогика и образование » Социально-педагогический потенциал учреждения дополнительного образования » Сущность и содержание понятия «социально-педагогический потенциал» учреждения дополнительного образования

Сущность и содержание понятия «социально-педагогический потенциал» учреждения дополнительного образования

Страница 1

Наше быстро развивающееся социальное общество предъявляет высокие и зачастую противоречивые требования к такой области как дополнительное образование, а значит, и к педагогике. Это обуславливает особое значение диалектической гибкости научных понятий, служащих раскрытию изучаемых педагогических явлений.

Среди понятий такого рода находится «социально-педагогический потенциал» – понятие, еще не получившее, своего исчерпывающего анализа.

Несколько слов о самом понятии.

Потенциал – возможности («энергия»), присущие изучаемому объекту, исходя из его внутренних, сущностных характеристик, для реализации своих объективных функций (предназначений), всех или их части, при наличие необходимых (благоприятных для этого) условий.

Потенциал – (от лат. potentia – сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области.

Под социально-педагогическим потенциалом учреждения дополнительного образования понимаются возможности, присущие УДО как явлению, для реализации своих важнейших функций, и, прежде всего, – воспитания в широком смысле этого понятия и социализации личности подростка.

Эти возможности, коренятся в сущности УДО как социально-педагогического явления.

Среди составляющих сущностной характеристики УДО как социально-педагогического явления выделим следующие:

Во-первых, любое УДО относится к видам социальных движений, в данном случае защищающим интересы и реализующим потребности детей как особой социальной группы населения.

Во-вторых, УДО представляет из себя форму общественной активности детей.

В третьих, оно является важным средством для решения задач развития и социального становления подрастающего поколения юных граждан.

Социально-педагогические возможности УДО тесно связаны с конкретно исторически и социально обусловленной системой ценностей, которая лежит в его основе. В этой системе ценностей следует выделить: гуманизм, патриотизм, гражданственность, созидательность, природосообразность, самодеятельность.

Социально-педагогические возможности УДО отражаются в таких категориях, как: системы деятельности, основы взаимоотношений и принципы жизнедеятельности.

Образовательный процесс УДО направлен на конкретного ребенка, его интересы, возможности, с опорой на определенную степень развития тех или иных проявлений индивидуальности. Совершенствование содержания дополнительного образования ориентировано на:

– динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути;

– стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и удовлетворению духовных потребностей;

– активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;

– обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельной оценкой им тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;

– новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладению специализированными языками наук в малых группах юных исследователей;

– преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания ребят и развития всего многообразия форм их жизнедеятельности.

В этой связи учреждения дополнительного образования обладают несомненным социально-педагогическим потенциалом, так как никогда не теряли традиций рассматривать человека как центр своей воспитательной деятельности. Смыслом воспитания в УДО остается развитие у человека имеющихся задатков, способностей, интересов, духовных потребностей, представляющих социальную ценность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Возрастные особенности подростков
Знание психологии учеников помогает учителю в его работе, так как учителя нередко задают вопрос: «Как относиться к ученикам, а в особенности к старшеклассникам? Считать ли их детьми, пусть, старшими, но все-таки детьми, или требовать с них, как с взрослых?» Вопрос этот не случайный. Его решение свя ...

Игры для развития умения передвигаться в указанном направлении
В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. На музыкальных и физкультурных занятиях воспитатель для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и ...

Описание игровых методик, применяемых на уроках информатики
В данном параграфе приводятся фрагменты уроков с использованием игровых элементов. Рассмотрев игровые элементы, применяемые на уроках информатики, необходимо уточнить, на каком этапе урока нужно применять ту или иную игру. Опишем фрагменты урока с применением перечисленных выше игровых элементов. И ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2194