Педагогика и образование » Роль семьи в обучении и воспитании детей с нарушениями речи » Роль семьи в развитии ребенка

Роль семьи в развитии ребенка

Страница 3

5. Жестокое обращение – родители не стремятся удовлетворить потребности ребенка, при этом практикуют жестокие наказания за малейшие проступки.

6. Безнадзорность – ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его.

А.С. Спиваковская выделила три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятной для развития ребенка:

1. Адекватность – наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей своего ребенка и построение воспитания на этой основе.

2. Динамичность – способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи.

3. Прогностичность – направленность воспитательных усилий в будущее, к тем требованиям, которые поставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.

Крайним вариантом нарушения взаимоотношений родителей с детьми является так называемая материнская депривация. Это состояние, характеризующееся тяжелым психологическим дискомфортом ребенка, возникает в условиях постоянного отсутствия матери или резкого неприятия с ее стороны. Как в теоретических, так и в экспериментальных исследованиях, посвященных влиянию семейной ситуации на формирование тенденций поведения и личностных черт у детей, отмечается огромная роль матери. У. Роджерс пишет, что при отсутствии матери или в ситуации, когда ребенок ее видел крайне редко, он ощущал эмоциональный дискомфорт, чаще плакал, был упрям, агрессивен.

Многочисленные исследования показали, что основным условием психического здоровья являются теплые отношения ребенка с матерью в раннем возрасте, обоюдная радость и удовлетворение от этих отношений. В противном случае ребенок переживает материнскую депривацию. О большом значении эмоционального контакта родителей с ребенком можно судить как по непосредственным реакциям ребенка на отделение, так и по значительным изменениям его личности впоследствии. У детей, отделенных от родителей, часто проявляются интенсивная тревога, сильная потребность в любви, желание мстить родителям, в результате чего порождается чувство вины и депрессия.

При материнской депривации, носящей даже фрагментарный характер, наблюдаются нарушения эмоциональной и социальной сферы жизни личности.

Указывается на следующие типичные моменты:

1. Поверхностные, неглубокие отношения с людьми;

2. Отсутствие теплых чувств, неспособность заботиться о людях;

3. Замкнутость, нежелание общаться с людьми, пытающимися ему помочь;

4. Отсутствие эмоций в тех случаях, где они естественны, эмоциональная невключенность;

5. Лживость, стремление к обману, часто ничем не мотивированные;

6. Склонность к воровству;

7. Неспособность сконцентрироваться на учебной деятельности.

А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых изучали особенности реагирования на фрустрирующую ситуацию у детей, обучающихся в интернате (где можно предполагать нарушенные отношения с родителями) и детей – воспитанников массовой школы на основе методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Анализ полученных результатов показал, что у детей из интерната по сравнению с детьми из обычной школы достоверно преобладают реакции, содержащие враждебность, обвинения, угрозы, упреки по отношению к окружающим. Детям массовой школы больше свойственны реакции, направленные преимущественно на удовлетворение потребностей, т.е. преобладают более конструктивные реакции, ребенок сам пытается выйти из фрустрирующей ситуации.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что холодные, неустойчивые и поверхностные контакты, типичные для интернатов и домов ребенка, не обеспечивают достаточного эмоционального комфорта. Дети в этих учреждениях лишены столь необходимого им тепла, что существенно ограничивает развитие эмоциональных механизмов личности. Как показал Г. Гольдфарб, у детей, воспитывающихся в интернатах, наблюдаются глубокие личностные отклонения. Для них характерна большая изоляция в социальной среде, сниженная способность вступать в значимые взаимоотношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций. Существует определение этого типа личности как «безэмоциональный характер».

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Игровые театрализованные формы и особенности их использования в работе с детьми
Современный детский театр имеет одну важную особенность, которая не свойственна театру для взрослых. Эта особенность — широкое использование игры. В большей степени она присуща детскому любительскому театру, нежели профессиональному театру для детей. Дело, видимо, в том, что режиссеры и драматурги ...

Принцип постепенного повышения требований
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок. Необходимость регулярного обнов ...

Применение технологии сотрудничества в школе
Начать применять технологию сотрудничества в школе необходимо с планировки помещения. Необходимо это по следующей причине – традиционная трехрядная планировка парт в классах, когда дети целый день вынуждены видеть лишь затылки друг друга, но зато в течение всего урока лицезреть учителя, когда лучши ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2304