Педагогика и образование » Роль семьи в обучении и воспитании детей с нарушениями речи » Роль семьи в развитии ребенка

Роль семьи в развитии ребенка

Страница 3

5. Жестокое обращение – родители не стремятся удовлетворить потребности ребенка, при этом практикуют жестокие наказания за малейшие проступки.

6. Безнадзорность – ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются им и не контролируют его.

А.С. Спиваковская выделила три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятной для развития ребенка:

1. Адекватность – наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей своего ребенка и построение воспитания на этой основе.

2. Динамичность – способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи.

3. Прогностичность – направленность воспитательных усилий в будущее, к тем требованиям, которые поставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.

Крайним вариантом нарушения взаимоотношений родителей с детьми является так называемая материнская депривация. Это состояние, характеризующееся тяжелым психологическим дискомфортом ребенка, возникает в условиях постоянного отсутствия матери или резкого неприятия с ее стороны. Как в теоретических, так и в экспериментальных исследованиях, посвященных влиянию семейной ситуации на формирование тенденций поведения и личностных черт у детей, отмечается огромная роль матери. У. Роджерс пишет, что при отсутствии матери или в ситуации, когда ребенок ее видел крайне редко, он ощущал эмоциональный дискомфорт, чаще плакал, был упрям, агрессивен.

Многочисленные исследования показали, что основным условием психического здоровья являются теплые отношения ребенка с матерью в раннем возрасте, обоюдная радость и удовлетворение от этих отношений. В противном случае ребенок переживает материнскую депривацию. О большом значении эмоционального контакта родителей с ребенком можно судить как по непосредственным реакциям ребенка на отделение, так и по значительным изменениям его личности впоследствии. У детей, отделенных от родителей, часто проявляются интенсивная тревога, сильная потребность в любви, желание мстить родителям, в результате чего порождается чувство вины и депрессия.

При материнской депривации, носящей даже фрагментарный характер, наблюдаются нарушения эмоциональной и социальной сферы жизни личности.

Указывается на следующие типичные моменты:

1. Поверхностные, неглубокие отношения с людьми;

2. Отсутствие теплых чувств, неспособность заботиться о людях;

3. Замкнутость, нежелание общаться с людьми, пытающимися ему помочь;

4. Отсутствие эмоций в тех случаях, где они естественны, эмоциональная невключенность;

5. Лживость, стремление к обману, часто ничем не мотивированные;

6. Склонность к воровству;

7. Неспособность сконцентрироваться на учебной деятельности.

А.Н. Прихожан, Н.Н. Толстых изучали особенности реагирования на фрустрирующую ситуацию у детей, обучающихся в интернате (где можно предполагать нарушенные отношения с родителями) и детей – воспитанников массовой школы на основе методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга. Анализ полученных результатов показал, что у детей из интерната по сравнению с детьми из обычной школы достоверно преобладают реакции, содержащие враждебность, обвинения, угрозы, упреки по отношению к окружающим. Детям массовой школы больше свойственны реакции, направленные преимущественно на удовлетворение потребностей, т.е. преобладают более конструктивные реакции, ребенок сам пытается выйти из фрустрирующей ситуации.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что холодные, неустойчивые и поверхностные контакты, типичные для интернатов и домов ребенка, не обеспечивают достаточного эмоционального комфорта. Дети в этих учреждениях лишены столь необходимого им тепла, что существенно ограничивает развитие эмоциональных механизмов личности. Как показал Г. Гольдфарб, у детей, воспитывающихся в интернатах, наблюдаются глубокие личностные отклонения. Для них характерна большая изоляция в социальной среде, сниженная способность вступать в значимые взаимоотношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций. Существует определение этого типа личности как «безэмоциональный характер».

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Критерии и средства диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчества должен зависеть от уровня, на котором находится учащийся. С этой целью используется диагностика, ...

Основная структурная единица дошкольного образовательного учреждения
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста. В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельност ...

Задачи и функции педагогики
Педагогическая наука занимается решением следующих задач: 1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности. 2. Определение целей образования и воспитания. 3.Разработка педагогических технологий реализаций целей (содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания) 4.Внед ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0111