Наиболее оптимальным развитие креативности представляется в педагогическом процессе в том числе и на уровне школы.
Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде всего, обеспечить условия безопасности для творчества детей в классе, т.е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей.
Основной целью такого обучения является организация соответствующего окружения, опыта учащихся и построение основы умений воспринимать, понимать и преобразовывать это окружение.
Судя по результатам многих психологических исследований, наиболее успешны в этой деятельности учителя, которые делают больший акцент на использовании различных видов мышления (конвергентного, дивергентного, критического) и меньший – на запоминании; используют оценку для анализа ответов, а не для награды или осуждения; обеспечивают атмосферу понимания (принятия) и возможности для спонтанной экспрессии, творческого использования знаний в самостоятельной практике или исследованиях; задают провокационные вопросы; ценят оригинальность и стремление проверять новые идеи и не путают их с капризами и «оригинальничанием».
В то же время необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, идей, связей; беглости и гибкости, альтернативности и оригинальности в выдвижении идей, гипотез и решений; оценке идей; разнообразным исследовательским умениям (наблюдению, классификации и систематизации, получению и использованию информации, обобщению и выводам, представлению данных и т.д.).
Для того, чтобы увидеть и определить проблему в той или иной ситуации, необходимо обладать определенными умениями. Эти умения включают анализ различных аспектов проблемной ситуации, выявление скрытых (неявных) аспектов, выделение в главной проблеме частных проблем, имеющих решение. Развитию этих умений помогает использование различных разработанных схем анализа проблемных ситуаций и задач.
Для творческого (оригинального, новаторского) решения проблем особое значение имеет способность увидеть реальную проблему, сущность трудностей, для чего часто необходимо выйти за рамки проблемной ситуации, открыть и определить ее заново. Эти умения так же, как чтение, счет, письмо, могут быть развиты только в практической деятельности. У одних людей это развитие почти не отнимает времени, у других растягивается очень надолго.
Некоторые ученые (Эдвард де Боно) считают, что творческое мышление можно развивать на решении любых проблем, другие (Поль Торренс) предпочитают использовать для этого проблемы, наиболее тесно связанные с областью интересов в обучении, профессии, бизнесе. Последнее, обеспечивает более естественную и более легко достигаемую мотивацию. Многие задания, используемые для диагностики творческого мышления, являются в то же время и упражнениями для его развития.
Для повышения продуктивности мышления полезно при выдвижении идей пользоваться правилами «мозгового штурма» по Осборну. Начинать освоение этих правил следует постепенно, по одному:
1. Никакой критики до тех пор, пока идеи высказываются.
2. Требование свободы: чем шире идеи, тем лучше.
3. Требование качества: включаются как очевидные, так и широкие необычные альтернативы.
4. Создание новых альтернатив путем комбинирования и перемещения уже высказанных.
Решение проблем в реальной жизни значительно облегчается при раздельном выдвижении и обсуждении альтернативных объяснений причин возникновения, предлагаемых решений и их последствий, как немедленных, так и отсроченных. В решении межличностных конфликтов большую пользу приносит рассмотрение проблемы с противоположных точек зрения, осуществляемое, в частности, в ролевых играх. Однако легкость выдвижения альтернатив (продуктивность) увеличивает шансы появления оригинального решения, но отнюдь не гарантирует его.
Оригинальности мышления нельзя научить, но можно создать условия, облегчающие ее проявления. Первое из них – это обеспечение оптимального времени для выдвижения альтернатив, т.к. в первую очередь в голову приходят общеизвестные тривиальные идеи, и требуются усилия, чтобы преодолеть их и найти более оригинальные ответы, поскольку очень трудно отказываться от правильных ответов ради продолжения поиска.
Психологические особенности формирования личности младшего школьника
В данном параграфе будут отражены основные характеристики формирования личности младших школьников и их психологические особенности. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую сист ...
Коррекционно-развивающее обучение и его место в современной школе
В современной педагогике все более прочные позиции занимает коррекционно-развивающее обучение. Однако до настоящего момента у педагогов отсутствует четкое представление о контингенте детей, которому оно адресовано, о его содержании и месте в современной школе. В данной статье мы попытаемся в общих ...
Общие сведения о массаже
Все органы, ткани и функционирующие системы организма человека, находясь в неразрывных взаимосвязях, представляют собой единое целое. В связи с этим ни одна проблема, в том числе и касающаяся речи, не может быть рассмотрена как процесс локальный. Устраняя с помощью массажа произошедшие изменения, м ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.