Как тяжело учителям в настоящее время! На головы детей обрушивается столько информации по всем предметам – в десятки и сотни раз больше, чем раньше, что возникает вопрос, что могут дать учителя, какие знания? Может лучше дать метод для получения знаний – и это будет во много раз ценнее, чем «куча» ненужной информации? Положение учащегося в современном обществе приводит к необходимости обучения его умению самостоятельного поиска нужной информации из самых разнообразных источников – СМИ, видео, компьютеров. При этом информация, полученная в быту, из жизненного опыта, оказывается намного крепче, чем теоретический материал, полученный на уроке, так как она направлена на непроизвольное запоминание, без прикладывания усилий со стороны ученика. А физика – наука экспериментальная. Поэтому, учителю физики необходимо способствовать развитию у учащихся самостоятельности в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.
На всех этапах урока учителю физики очень важно так организовать учебную работу учащегося, чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным темпом, выполнял посильную для себя работу, получал на каждом уроке возможность испытать учебный успех, т.е. до начала изучения каждой темы учитель должен знакомить учащихся с обязательными результатами обучения (ОРО) для получения положительной отметки. Приступая к преподаванию темы, учитель планирует не только основные цели ее изучения, но и продумывает систему учебных самостоятельных заданий, с помощью которых можно судить, достигнуты ли выдвинутые цели. К примеру, домашние экспериментальные задания для исследований из подручных материалов (В.Ф.Шилов):
1. смочите шину колеса велосипеда водой и по отрывающимся ее каплям выясните, как направлен вектор скорости в каждой точке траектории (тема «Перемещение и скорость при криволинейном движении»);
2. выпустите из рук одновременно с одной и той же высоты в начале два пустых, а затем пустой и полный коробки спичек. Проследите за их движением и заметьте время падения каждого. Какой из них упадет раньше? Объясните почему? и т.д.
Также в век информационных технологий больше возможности у учащихся применять их в творческой самостоятельной работе во внеклассной работе индивидуально или в группе. Много фантазии и выдумок проявили ребята по защите трех законов Ньютона в виде слайдов. При умелой постановке вопроса (проблемы) учителем, возрастает уровень самостоятельности в добывании знаний, стремления к самосовершенствованию в интеллектуальной сфере.
С течением времени знания, полученные самостоятельно, осознано сделанные выводы из опытов, самостоятельная работа над дополнительной литературой остаются надолго в памяти, а это и есть то, что остается, когда все выученное забыто.
Возможные профессиональные деформации личности андрагога
Прежде всего, хотелось бы отметить, что андрагогика связана с образованием и самообразованием самым непосредственным образом: в современном социуме самообразование (причём, на всех уровнях) всё больше становится одним из важнейших принципов гармоничного развития личности, её благополучия во всех сф ...
Профориентационные игры – как эффективное средство влияния на профессиональное
самоопределение школьников
За последние годы в нашей стране значительно расширилась профориентационная практика, обнаружившая слабую эффективность традиционных ее форм и методов. В этой ситуации необходим постоянный поиск новых способов работы, что предполагает в первую очередь изменение позиций самих профориентаторов, разви ...
Классификация процесса моделирования
Наиболее часто в методической литературе встречается следующая классификация видов моделирования на уроках окружающего мира: Моделирование, раскрывающее существенные признаки изучаемого объекта природы. Сюда можно отнести построение обобщенных моделей различных групп растений, животных. К этому тип ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.