Опытно-экспериментальная работа проходила в период с апреля 2011 по декабрь 2011 года. Базой для проведения экспериментальной работы было определено Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 общеразвивающего вида». В качестве испытуемых выступили дети 6старшей группы, в количестве 17 человек.
Исследование включало в себя три вида эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный.
Основными задачами констатирующего эксперимента стали:
Изучение уровня сформированности нравственных чувств старших дошкольников в процессе опосредованного наблюдения за детской деятельностью.
Изучение опыта работы воспитателей по вопросам формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
На этапе констатирующего эксперимента нами была проведена первичная диагностика, которая строилась на:
- беседах с воспитателями об особенностях использования художественной литературы как средства нравственного воспитания,
- беседах с детьми о нравственности, нравственных чувствах
- включенном и косвенном наблюдении за деятельностью детей в среде ДОУ,
- анкетировании родителей по вопросам использования художественной литературы в воспитании детей.
На первом этапе констатирующего эксперимента нами проводилась индивидуальная беседа с дошкольниками, целью которой стало определение уровня сформированности у детей нравственных представлений и нравственных чувств. Для этого мы предложили детям вопросы, разработанные нами для тест – беседы « Мой любимый детский сад» (Что дети делают в детском саду, и как работают с ними взрослые? Люди, каких профессий, трудятся в детском саду? Что делают воспитатель, няня, как они относятся к детям? Чувствуют ли дети их ласку, заботу? Как дети относятся друг к другу? Любят ли свой детский сад? и др.). После составленного детьми рассказа по предложенным вопросам с детьми проводилась индивидуальная беседа.
Индивидуальная беседа с детьми включала вопросы:
Что такое дружба?
Имеешь ли ты друзей? И почему они твои друзья?
Заботитесь ли вы друг о друге?
Просят ли тебя друзья о помощи в быту, в играх, в общих делах?
А близкие ждут твоей помощи, они радуются ей?
Как ты помогаешь другим людям и детям (в своей группе, младшим детям, соседям)?
Чем помогаешь воспитателю, няне?
Какие книжки хочешь слушать и читать?
Сколько сказок, рассказов ты знаешь? О чем они?
Знаешь ли сказки о дружбе?
Знаешь ли сказки о добре, чуткости?
Можешь вспомнить пословицы и поговорки о дружбе, добре?
Есть ли в твоем окружении отзывчивые люди?
Что такое отзывчивость?
Что ты чувствуешь, когда к тебе обращаются с просьбой (мама, воспитатель, товарищ, девочка из группы и др.)?
Бывает, что ты испытываешь неловкость, стеснение, стыд от какого-то поступка?
Что ты чувствуешь, когда видишь брошенного на автобусной остановке котенка, щенка?
Как ты поступишь, если бабушке тяжело нести сумку по лестнице?
Что такое жалость, знакомо ли тебе это чувство?
А ты обращаешься к другим людям с просьбой?
Какими словами надо пользоваться при этом?
Как поступаешь, если тебе оказали услугу, чем-то помогли?
Сумеешь, если потребуется, помогать долго?
Какой труд любишь? Почему?
Знаешь ли, где работают твои родители?
Трудитесь ли вы вместе дома, на даче?
Как трудишься ты?
И что тебе известно об уважении к труду (сказки, стихи, пословицы)?
Бываешь вместе с родителями в лесу, у моря, в библиотеках, в музеях?
Где бывал с родителями и друзьями летом?
Что тебе известно о стране (крае, городе), где мы живем?
Что ждет от нас окружающий мир (деревья, цветы, животные)?
Какие деревья, цветы ты сажал с родителями?
Есть ли у тебя домашние животные? Как ты с ними дружишь?
Назови свои увлечения?
Какие игры больше всего любишь?
В какие игры чаще играешь с другими детьми во дворе, в саду?
Есть ли у тебя постоянные домашние обязанности?
Есть ли у тебя любимые вещи? А у других людей есть?
А к общим вещам, которые мы видим в нашем детском саду, в парках, магазинах, развлекательных центрах, как нужно относиться?
Полученные ответы детей дают возможность судить, что большинство детей не знают многих нравственных понятий (отзывчивость, дружба, жалость) и не могут четко сказать испытывают ли они эти чувства; имея друзей, не заботятся о них, а любят дружить только из-за выгоды (т.е. с теми детьми, которые могут что-то дать или сами что-то умеют); чем занимаются родители на работе - дети не знают; не знают пословиц и поговорок о добре, дружбе, труде; книги дома имеются у всех детей, но назвать о чем какая книга - могут не все дети; дети не давали четких понятий сказка или рассказ им читалась кем-нибудь недавно; дети сомневались в характеристике тех или иных книжных героев; не знали, смогут ли помогать долго, хотя считали, что помогать надо, но затруднялись – кому именно надо помогать, многие сказали – помогать нужно только маме; мало знают о стране, крае, городе, хотя бывают с родителями во многих местах (места назвать могут); лишь некоторые дети знают, как проявлять жалость и имеют домашних животных – гуляют с ними; помогают маме управляться с младшими детьми, но основное большинство детей не имеет домашних обязанностей, животных, младших братьев и сестер и не представляют, что может явиться их увлечением; стоит ли откликаться на все просьбы и помогать всем людям и животным; большая часть детей, конечно, ответила, во что любят играть и с кем, знают, как обращаться с просьбами, но как правильно применять все элементы вежливости - знают только несколько человек; дети имеют любимые вещи – представляют себе, что с вещами других и общими вещами нужно поступать также аккуратно, как и со своими.
Основные этапы развития геометрического образования в советской школе
Советский период развития школьного геометрического образования: преподавание геометрии в советской школе впитало в себя содержательные и в меньшей степени методические традиции российской школы благодаря как непосредственному использованию на практике учебника А.П. Киселева и его последующих редак ...
Разработка содержания тренинговой работы социального педагога по воспитанию
толерантности подростков
Нами была разработана и апробирована программа тренинговой работы социального педагога, направленной на воспитание толерантности подростков. Модель программы, содержит следующие компоненты: Диагностический компонент: определение уровня толерантности подростков до и после проведения тренинговых заня ...
Основные подходы к вопросу о логопедической работе при
специфических нарушениях письма
В настоящее время разными авторами разработаны методические указания к ведению логопедической работы, имеющей профилактический характер. Общим для этих указаний является признание: а) связи между развитием устной и письменной речи; б) необходимости теснейшей связи в работе школьного учителя (или во ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.