Педагогика и образование » Организация самостоятельной работы по физике в основной школе » Понятие самостоятельной работы в дидактике

Понятие самостоятельной работы в дидактике

Страница 1

Понятие самостоятельной работы в настоящее время занимает важное место в системе дидактических понятий, поэтому необходимо определить, к какой категории дидактических понятий оно относится, каково его содержание. Однако методисты еще не пришли к единому мнению по этим вопросам. Одни из них считают самостоятельную работу формой организации учебных занятий, другие относят ее к методам обучения. Имеется и такая группа педагогов и методистов, которые рассматривают самостоятельные работы как виды учебной деятельности учащихся, не относя их ни к формам организации учебных занятий, ни к методам обучения.

Мы рассматриваем самостоятельные работы учащихся как методы обучения, посредством которых достигается приобретение учащимися знаний, умений и навыков, а также решение воспитательных задач (воспитание активности, самостоятельности, настойчивости, воли и т. д.).

Анализ литературы показывает, что отсутствует также и единое определение самостоятельной работы, раскрывающее ее сущность, ее основные признаки. Различные авторы в определении самостоятельной работы выделяют различные признаки. Так, например, Б. П. Есипов определяет самостоятельную работу как работу, «которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий».

М.Н. Скаткин подвергает критике это определение, отмечая, что «оно указывает лишь внешние признаки самостоятельной работы и не включает каких-то более важных существенных внутренних признаков, связанных с характером самой познавательной деятельности учащихся».

Мы понимаем под самостоятельной работой учащихся такую работу. которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т. д.) результат умственных и физических действий.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Конечно, механическое выполнение тех или иных операций, бездумное списывание текста с доски не является в полном смысле самостоятельной работой. Однако надо различать разные уровни самостоятельности, а также иметь в виду относительность самих уровней. То, что выполняет ученик VIII или IX класса, не думая, не напрягая мысли, ученик I класса делает с трудом, затрачивая при этом значительное умственное усилие. Например, ученик V—VI классов, овладевший техникой письма и беглого чтения, не думает над тем, как написать ту или иную букву или знакомое слово. Он выполняет эти действия автоматически. Без труда он также читает отдельные слова в фразе. И никто не считает такую деятельность ученика V—VI классов самостоятельной.

Но когда ученику, только что пришедшему в школу, после показа приемов написания отдельных букв учитель предлагает написать их у себя в тетради самостоятельно, нас не удивляет употребление этого слова. Здесь оно уместно. Чтобы написать первую палочку или первый кружочек, ученик должен подумать, как взять ручку или карандаш, с чего начать, куда вести линию — вниз или вверх, влево или вправо. Он должен вспомнить, из каких элементов складывается написание буквы, в какой последовательности их выполнять.

Для ученика, усвоившего условные обозначения схем электрических цепей, хорошо понимающего их смысл, научившегося свободно их читать и вычерчивать, не будет в полном смысле слова самостоятельной

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Интеллектуальные технологии на уроках биологии
Биология - одна из наук, где можно качественно формировать все виды компетентностей. Она наиболее близка по своему содержанию к выполнению этой задачи. Наука обучает законам окружающего природного мира, ставить перед человеком глобальные экологические проблемы для разрешения, знакомит с возможностя ...

Теория уровней построения движений Н.А. Бернштейна
Значительный вклад в понимание формирования двигательных навыков в процессе обучения внесли теоретические исследования Н.А. Бернштейна. Он доказал: под воздействием двигательных действий организм делается сильнее, выносливее, ловчее, искуснее. Это свойство организма назвали упражняемостью. Повторен ...

Потенциал анимации как средства развития культуры досуга подростков
В последнее десятилетие среди наиболее распространённых и эффективных форм организации подросткового досуга выделилась педагогическая анимация, которая, по существу, объединяет различные формы досуговых занятий (игру, театрализацию, психологические, познавательные тренинги, массовые праздники и т. ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0094