Педагогика и образование » Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с многообразием животного мира » Краткая характеристика животных

Краткая характеристика животных

Страница 1

Мир животных представлен на Земле огромным многообразием. В настоящее время насчитывается более 1,5 млн. различных видов животных.

Животные — это живые организмы, которые имеют много общего с растениями в строении и жизнедеятельности. Однако между ними есть и существенные различия. Растения характеризуются ростом в течение всей жизни, а у животных окончательные размеры формируются после определенного периода роста. Растения в большинстве своем неподвижны, ведут прикрепленный образ жизни; животные же активно передвигаются в поисках пищи. Главное отличие животных и растений состоит в разных способах питания. Растения создают органические вещества; животные же живут за счет растений и других животных, так как питаются уже готовыми органическими веществами. С подвижностью связана и другая важная особенность животных — их клетки лишены наружной твердой оболочки.

Чтобы составить представление о животном мире в целом, надо обратиться к классификации.

Научно обоснованное деление животных на группы может быть разнотипным, имеет разную основу классификации.

I. Разделение животных на основе взаимосвязи с человеком

Обозначенные способы классификации животных могут составить содержание обобщенных представлений, которые будут средством упорядочения конкретных знаний дошкольников о многообразии животного мира.

Разработанная зоологами система животного мира состоит из видов, родов, семейств, отрядов, классов и типов. Типы простейших, кишечнополостных, червей (плоских, круглых, кольчатых), моллюсков, членистоногих объединяются в отдел беспозвоночных животных. Тип хордовых (позвоночных) представлен несколькими классами животных.

Беспозвоночные животные. Все они характеризуются тем, что не имеют внутреннего скелета, позвоночника. Мир этих животных делится на две половины: одноклеточные и многоклеточные. Одноклеточные животные представлены единственным типом — простейшими.

Тип Простейшие. Так называют животных, тело которых состоит из одной клетки микроскопических размеров. Она существен-hq отличается от клеток многоклеточных животных, так как представляет собой целостный организм, живущий самостоятельно. В клетке есть органеллы, выполняющие функции органов многоклеточных животных (функции питания, движения, выделения). К простейшим относятся морские, пресноводные, сухопутные, и паразитические формы. Представителями этого типа являются инфузория, амеба, эвглена зеленая.

Тип кишечночнополостные. В процессе развития животного мира на Земле появились многоклеточные животные, древнейшими представителями которых являются кишечнополостные. Тело животных этого типа состоит из множества клеток, расположенных в два слоя. Группы клеток этих слоев выполняют различные функции. У многих представителей есть скелет, расположенный между двумя слоями.

Кишечнополостные живут исключительно в воде, главным образом в морях и океанах (медуза, актиния, коралл). Но и в пресных водоемах средней полосы можно встретить представителя этого типа — гидру: Большинство этих животных ведут сидячий образ жизни. Ротовое отверстие кишечнополостных снабжено щупальцами, на которых располагаются стрекательные, или крапивные, клетки. Ими животные парализуют свою добычу, а также защищаются от врагов.

Тип Черви (плоские, круглые, кольчатые). По сравнению с кишечнополостными представители этого типа являются более сложными по строению — это трехслойные многоклеточные животные. Между двумя основными слоями появляется промежуточный — мезодерма, из которого образуются простейшие органы. К плоским и круглым червям относятся паразиты человека (солитер, аскарида).

Кольчатые черви характеризуются еще более высоким уровнем развития. Тело этих червей сегментировано, расчленено на однородные части. У кольчатых червей впервые в истории животного мира появляется кровеносная система. Хорошо развиты нервная, выделительная системы.

Типичным представителем кольчатых червей является дождевой червь. У него хорошо развита мускулатура, которая путем сокращения позволяет ему передвигаться. Специальных органов дыхания у дождевые червей нет. Эту функцию выполняет кожа. Дождевые черви, пропуская через свой организм почву, улучшают ее химический состав, плодородие, разрыхляют, перепахивают ее.

Тип Моллюски. В строении моллюсков представлено дальнейшее усложнение систем органов. Тело этих животных состоит из головы, туловища и ноги. Нога — это брюшная часть тела, имеющая вид широкой подошвы, служащая органом передвижения.

Для моллюсков типичными являются мантия и раковина. Мантия — это особая складка, в полости которой расположены органы дыхания (жабры или легкие). Раковина играет опорную, двигательную и защитную роль, т. е. выполняет функцию наружного скелета. На голове моллюска расположены ротовое отверстие, органы чувств и щупальца для схватывания добычи. В глотке имеется терка, выполняющая роль зубов и служащая для соскабливания растительной пищи и ее перетирания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков
Система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке. Известно, что главная трудность в обучении гра ...

Разработка методики логопедической работы в экспериментальной группе
По итогам обследования детей я разработала методику логопедической работы по коррекции стертой формы дизартрии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематические нарушения речи. Преодоление стертой дизартрии достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукоп ...

Возрастные особенности детей шестого года жизни
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Дети шестого года жизни способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0121