Педагогика и образование » Ознакомление детей среднего дошкольного возраста с многообразием животного мира » Краткая характеристика животных

Краткая характеристика животных

Страница 1

Мир животных представлен на Земле огромным многообразием. В настоящее время насчитывается более 1,5 млн. различных видов животных.

Животные — это живые организмы, которые имеют много общего с растениями в строении и жизнедеятельности. Однако между ними есть и существенные различия. Растения характеризуются ростом в течение всей жизни, а у животных окончательные размеры формируются после определенного периода роста. Растения в большинстве своем неподвижны, ведут прикрепленный образ жизни; животные же активно передвигаются в поисках пищи. Главное отличие животных и растений состоит в разных способах питания. Растения создают органические вещества; животные же живут за счет растений и других животных, так как питаются уже готовыми органическими веществами. С подвижностью связана и другая важная особенность животных — их клетки лишены наружной твердой оболочки.

Чтобы составить представление о животном мире в целом, надо обратиться к классификации.

Научно обоснованное деление животных на группы может быть разнотипным, имеет разную основу классификации.

I. Разделение животных на основе взаимосвязи с человеком

Обозначенные способы классификации животных могут составить содержание обобщенных представлений, которые будут средством упорядочения конкретных знаний дошкольников о многообразии животного мира.

Разработанная зоологами система животного мира состоит из видов, родов, семейств, отрядов, классов и типов. Типы простейших, кишечнополостных, червей (плоских, круглых, кольчатых), моллюсков, членистоногих объединяются в отдел беспозвоночных животных. Тип хордовых (позвоночных) представлен несколькими классами животных.

Беспозвоночные животные. Все они характеризуются тем, что не имеют внутреннего скелета, позвоночника. Мир этих животных делится на две половины: одноклеточные и многоклеточные. Одноклеточные животные представлены единственным типом — простейшими.

Тип Простейшие. Так называют животных, тело которых состоит из одной клетки микроскопических размеров. Она существен-hq отличается от клеток многоклеточных животных, так как представляет собой целостный организм, живущий самостоятельно. В клетке есть органеллы, выполняющие функции органов многоклеточных животных (функции питания, движения, выделения). К простейшим относятся морские, пресноводные, сухопутные, и паразитические формы. Представителями этого типа являются инфузория, амеба, эвглена зеленая.

Тип кишечночнополостные. В процессе развития животного мира на Земле появились многоклеточные животные, древнейшими представителями которых являются кишечнополостные. Тело животных этого типа состоит из множества клеток, расположенных в два слоя. Группы клеток этих слоев выполняют различные функции. У многих представителей есть скелет, расположенный между двумя слоями.

Кишечнополостные живут исключительно в воде, главным образом в морях и океанах (медуза, актиния, коралл). Но и в пресных водоемах средней полосы можно встретить представителя этого типа — гидру: Большинство этих животных ведут сидячий образ жизни. Ротовое отверстие кишечнополостных снабжено щупальцами, на которых располагаются стрекательные, или крапивные, клетки. Ими животные парализуют свою добычу, а также защищаются от врагов.

Тип Черви (плоские, круглые, кольчатые). По сравнению с кишечнополостными представители этого типа являются более сложными по строению — это трехслойные многоклеточные животные. Между двумя основными слоями появляется промежуточный — мезодерма, из которого образуются простейшие органы. К плоским и круглым червям относятся паразиты человека (солитер, аскарида).

Кольчатые черви характеризуются еще более высоким уровнем развития. Тело этих червей сегментировано, расчленено на однородные части. У кольчатых червей впервые в истории животного мира появляется кровеносная система. Хорошо развиты нервная, выделительная системы.

Типичным представителем кольчатых червей является дождевой червь. У него хорошо развита мускулатура, которая путем сокращения позволяет ему передвигаться. Специальных органов дыхания у дождевые червей нет. Эту функцию выполняет кожа. Дождевые черви, пропуская через свой организм почву, улучшают ее химический состав, плодородие, разрыхляют, перепахивают ее.

Тип Моллюски. В строении моллюсков представлено дальнейшее усложнение систем органов. Тело этих животных состоит из головы, туловища и ноги. Нога — это брюшная часть тела, имеющая вид широкой подошвы, служащая органом передвижения.

Для моллюсков типичными являются мантия и раковина. Мантия — это особая складка, в полости которой расположены органы дыхания (жабры или легкие). Раковина играет опорную, двигательную и защитную роль, т. е. выполняет функцию наружного скелета. На голове моллюска расположены ротовое отверстие, органы чувств и щупальца для схватывания добычи. В глотке имеется терка, выполняющая роль зубов и служащая для соскабливания растительной пищи и ее перетирания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Культурологическое образование как одно из приоритетных направлений в модернизации современной школы.
Культурологическое образование является одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы. Нормативное обоснование этого процесса дается в федеральном законе "Об образовании", "Федеральной программе развития образования", "Концепции модернизации российского ...

Этапы формирования грамматических навыков
Процесс обучения активным грамматическим навыкам характеризуется тем, что проходит ряд этапов, из которых каждый имеет свою частную задачу. 1. Подготовительный этап - ознакомление с грамматическим явлением. На этом этапе учащиеся психологически подготовлены к усвоению нового явления. Для этого пере ...

Допедагогическая деятельность С. А. Рачинского
Сергей Александрович Рачинский (15 мая 1833, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния — 15 мая 1902, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния) - российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик, Член-корреспондент Императорской Санкт-Петерб ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2719