Беруни призывает людей воспитывать в себе высоко-нравственные черты, полагая, что освободить народ от невежества и нищеты можно с помощью науки, распространения знаний в обществе и упорного труда. Само приобретение знаний он считает большим и упорным трудом, требующим сил, времени и терпения. И далее продолжает о том, что даром запоминания люди обладают по-разному, «одни люди им наделены, а другие лишены, поэтому последние едва ли могут достигнуть в этом пределы, возможно, разве только путем усердия и напряженных занятий.
Знания, по мнению Беруни, облагораживают человека, делают его добрым и разумным. Для Беруни, «кроме чистоты знания», ничего нет.
Великий мыслитель учил, что достичь совершенства можно в процессе повсеместного внедрения высоких интеллектуальных и нравственных норм, воспитываемых при помощи науки: Беруни был глубоко убежден, что знания направляют людей на правильный путь. Однако «достижение спасения через знание возможно только при воздержании от зла.
Интересна и важна, с современной точки зрения, мысль Беруни о том, что мало просто быть образованным человеком, знать правила «благородного» поведения, главное - уметь применять эти знания на практике. Это мнение ученого фактически близко тому, о чем пишет психолог М. Г. Давлетшин: «Необходимым условием нравственного поведения является знание не обеспечивает соответствующий уровень нравственного поведения. Более того, усвоение знаний без практики соответствующего морального поведении я приводит к возникновению так называемого «нравственного формализма», выражающегося в разрыве между моральными знаниями и моральным поведением человека».
Огромное значение придавал Беруни Трудовому воспитанию. По мнению ученого, необходимым условием для правильного развития молодого человека является труд. Именно труд – главный фактор создания материальных ценностей. Беруни не представлял жизни и счастья без труда, считая, что воспитание трудом - основа жизни человека. Говоря о воспитании трудом, Беруни отмечает большое значение воли. О своем упорстве в достижении поставленной цели и приобретении знаний Беруни пишет, например: « Я упорно трудился в прошлом над соединением метода Птолемея. В книге «География», с аль-Джейхани и других».
Человеку в процессе обучения не все интересно, но благодаря напряжению воли он учится преодолевать трудности.
Изучение творчества Беруни показывает, какое важное значение он придавал таким вопросам нравственности, как честь и достоинство, дружба и товарищество, добро, справедливость и совесть. Видя вокруг себя невежество обман, вражду, несправедливость, отрицательно сказывающиеся на воспитании молодежи, великий просветитель выступал за нравственное воспитание народа.
Беруни учил молодежь быть доброй, чуткой и внимательной к людям, проявлять сочувствие и оказывать помощь. Много прекрасных строк посвятил ученый раскрытию смысла слов «добро», «справедливость», «правда»: «Как справедливость по своей природе вызывает одобрение, своей сущностью снискивает любовь, привлекает присущей красотой, точно так же обстоит и с правдой»,- Пишет Беруни.
Большое значение уделял Беруни вопросам Дружбы и товарищества, которые считал « драгоценнейшим даром жизни».Раскрывая характерные черты дружбы, мыслитель требует воспитывать учеников в духе товарищества и взаимовыручки.
Для достижения наибольших успехов в воспитании Беруни рекомендует также методы убеждения, поощрения, наказания, различные беседы на этические и эстетические темы. Все это утратило своего значения и в настоящее время.
Изучение научного наследия великого ученого Абу Райхана Беруни показало, что всесторонний анализ его идей возможен лишь при условии освещения той эпохи, в которой он жил и творил, своеобразие и противоречия которой отразились на мировоззрении ученого, его научной деятельности.
Время Беруни – это период острых социальных столкновений и междоусобных войн. Великий ученый был не только свидетелем, но и активным участником событий исторической важности. Величайший гений раннесредневековой науки откладывал свои астрономические инструменты, книги и письменные принадлежности ученого, когда интересы родины требовали от него, чтобы он стал политическим деятелем.
Работа по духовно – нравственному воспитанию в начальной школе
В связи с данными исследования мы пришли к выводу, что необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно – нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене. Программы духовно – нравственного воспитания с 1 –го по ...
Отметки и оценки в начальной школе
Начальная школа – это первая ступень во взрослую жизнь. Каждый ребенок еще с детского садика говорит о школе. Многие с нетерпением ждут первого сентября. А как же иначе, новые впечатления, новые друзья, а также столько интересной информации можно узнать. В российских средних общеобразовательных шко ...
Асинхронные телеуслуги для телеобучения
Факсимильная связь является дополнением системы ОТВ, используемым не только для обучения как такового, но и для управления им. Факс — это очень удобный способ постраничной рассылки текстов, расписаний, брошюр, заданий, лекций и других печатных материалов. Тем не менее, передача по факсу больших объ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.