Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями органического и неорганического мира с помощью схематических изображений (схем таблиц-опор планов-схем) с целью обучения составлению описательных рассказов загадок ставилась задача: помочь в усвоении и применении простейших форм символизации условного обозначения объектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов загадок о том или ином объекте явлении. Важно чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогали схемы символы модели. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством которое как следует из работ А.Л. Венгера позволяет упорядочить разрозненные представления и впечатления учит анализировать выделять существенное учит наблюдательности и любознательности.
Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах фруктах одежде посуде временах года (см. приложение 1). На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания так как детям легче описывать предмет когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы.
Так же для того чтобы повысить интерес к изучаемым материалам для усвоения принципов замещения и для развития воображения детям предлагалось задание придумать рассказ используя ленту-схему. На ленте-схеме расположенной горизонтально или вертикально изображаются по порядку символы обозначающие:
Таблица 1 - Лента-схема
Для составления рассказа о человеке: 1. Имя. 2. Во что одет. 3. Кто по профессии. 4. Чем любит заниматься в свободное время. 5. К кому в гости собирается. 6. Что подарит и как выглядит подарок. |
Для составления рассказа о животных: 1. Кличка. 2. Внешний вид. 3. Поведение (повадки). 4. Что любит есть. 5. Как с ним можно играть. |
Эти схемы можно использовать и для развития воображения. Но в место рассказа о реальном человеке можно предложить составить рассказ о каком-нибудь сказочном герое (Иван-царевич сестрица Алёнушка Снегурушка) а в место животного предложить сказочный персонаж (Колобок Мышка-норушка Серый Волк).
Другим заданием где используется символика в данном виде деятельности является шифровка различных объектов (домашних и диких хищных и травоядных животных; овощей и фруктов). Для выполнения задания с начала следует выделить признаки и свойства которые будут зашифрованы и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения.
Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал добавляя обозначения какого-либо признака.
I вариант.
Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы отображающие отличительные признаки данного объекта (сезона). Затем выкладывает их перед остальными детьми и они отгадывают объект (сезон).
II вариант.
Кому-то из детей предлагается выйти из класса или отвернуться а остальные дети сообща выбирают объект (сезон) который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.
III вариант.
Воспитатель называет или показывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её.
IV вариант.
Воспитатель называет признаки объекта (сезона) дети схематично зарисовывают их. Затем глядя на свои рисунки отгадывают зашифрованный объект (сезон).
Для уточнения закрепления знаний о сезонных изменениях в природе жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа:
«Когда это бывает» ‑ детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года дети называют сезон;
«Рассели жителей» ‑ воспитатель сообщает что художник нарисовал дома для каждого из сезонов но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.
Реализация педагогических условий по обеспечению процесса социальной
адаптации пятиклассников процессе воспитательной работы
С целью реализации первого этапа – диагностическое изучение осуществлялось по разработанным компонентам и показателям. Основными методами диагностики выступали анкеты и опросники. Для детального анализа протекания процесса адаптации пятиклассников использовалась методика С.В. Левченко «Чувства в шк ...
Технологии воспитания в современной школе: управленческий аспект
Проблема воспитания нового поколения, которому суждено построить новую Россию, стоит сегодня особенно остро. В результате фундаментальных преобразований изменились общественно-политический строй и экономический уклад. Однако эти перемены произошли «сверху» и провозглашены в основном пока на законод ...
Понятия и сущность оценки
результатов обучения в компетентностно-ориентированном образовании
В связи с тем, что в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонской декларации, направленность системы отечественного образования изменилась. Был взят курс на модернизацию этой важной для общества системы. На протяжении большей части советского периода российского образования его компетентнос ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.