Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.
К режиссёрским играм можно отнести настольный театр, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребёнок или взрослый не являются действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его мимикой, интонацией.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребёнок в этом случае играет сам, использует свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Л.В. Артёмова предлагает следующую классификацию режиссёрских игр.
1. Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
2. Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограниченны. Состояние персонажа, его настроение передаётся интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создаёт элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
3. Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющихся друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенд-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события.
4. Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и обратная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги.
5. Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, чёрные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
А.В. Артемьева выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.
1. Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Он играет за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст.
2. Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.
3. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
4. Кукольный театр.
5. Игра-драматизация с шапочками на голове.
Подготовка к проведению театрализованной игры осуществляется в 3-и этапа:
Освоение литературного текста, который будет драматизироваться. При подборе важно что бы произведение вызывало сильные чувства, переживания. Должно быть несколько главных и эпизодических ролей, обязательно наличие диалогов. Выбрав произведение воспитатель несколько раз читает, рассматривают иллюстрации, беседуют о прочитанном, учатся пересказывать текст.
Дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создаются декорации, костюмы.
Проведение театрализованной игры, в которой дети используют ранее полученные представления, знания, навыки.
Помимо выше перечисленных видов театра, которые используются в ходе театрализованных игр, используются нетрадиционные виды театров:
театр "Живая рука";
театральные ростовые куклы;
театр передников;
театр из подушек;
театр нестандартной игрушки;
театр "Рукавичка";
театр на ложках;
театр из шерстяных ниток.
Разнообразные виды театра делают театральную деятельность дошкольников интересной, разнообразной.
Основные причины недостатков социально-личностного развития слепоглухих
детей
В результате ограниченности общения детей со взрослыми и между собой у слепоглухих возникает недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней. Негативное влияние на социальное развитие слепоглухих детей оказывает и пребыва ...
Психологические особенности профессионального самоопределения школьников
Для юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отстрочил на 2 года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план ...
Контроль как звено учебного процесса. Объект и
функции контроля
Неотъемлемой частью сложного процесса учебно-воспитательной работы является контроль. В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны. Контроль – наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в се ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.