Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.
К режиссёрским играм можно отнести настольный театр, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребёнок или взрослый не являются действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его мимикой, интонацией.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребёнок в этом случае играет сам, использует свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Л.В. Артёмова предлагает следующую классификацию режиссёрских игр.
1. Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
2. Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограниченны. Состояние персонажа, его настроение передаётся интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создаёт элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
3. Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющихся друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенд-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события.
4. Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и обратная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги.
5. Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, чёрные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
А.В. Артемьева выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.
1. Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребёнок надевает на пальцы. Он играет за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст.
2. Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.
3. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
4. Кукольный театр.
5. Игра-драматизация с шапочками на голове.
Подготовка к проведению театрализованной игры осуществляется в 3-и этапа:
Освоение литературного текста, который будет драматизироваться. При подборе важно что бы произведение вызывало сильные чувства, переживания. Должно быть несколько главных и эпизодических ролей, обязательно наличие диалогов. Выбрав произведение воспитатель несколько раз читает, рассматривают иллюстрации, беседуют о прочитанном, учатся пересказывать текст.
Дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создаются декорации, костюмы.
Проведение театрализованной игры, в которой дети используют ранее полученные представления, знания, навыки.
Помимо выше перечисленных видов театра, которые используются в ходе театрализованных игр, используются нетрадиционные виды театров:
театр "Живая рука";
театральные ростовые куклы;
театр передников;
театр из подушек;
театр нестандартной игрушки;
театр "Рукавичка";
театр на ложках;
театр из шерстяных ниток.
Разнообразные виды театра делают театральную деятельность дошкольников интересной, разнообразной.
Методики исследования ценностных ориентаций учащихся
общеобразовательных учреждений
Для исследования системы ценностных ориентации подростков нами была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), разработанная в 1973 году и адаптированная А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым. В нашем исследовании использовалась форма "Е", модифицированная Д.А. Л ...
Логопедический массаж как одно из средств коррекции дизартрических
расстройств
Система логопедической работы с детьми при дизартрии предусматривает комплексный характер. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ...
Влияние на мотивацию в учебном процессе
Развитие мотивации к учению в современной школе строится на достижении успеха. Это требует создания особой учебной программы с градацией сложности задач, времени усвоения, особого стиля взаимодействия учителя и ученика на уроке. Технология развития мотива достижения достаточно полно представлена в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.