Педагогика и образование » Состояние образования и педагогики за рубежом в современный период » Типы школ

Типы школ

Страница 1

К середине ХХ в. во всех западных странах имелась обязательная средняя государственная школа. Несмотря на то, что типы школ различны и своеобразны в каждой стране, между ними есть и общие черты построения системы образования. Она включает в себя похожие звенья такие как: дошкольное воспитание, начальную, среднюю, специально – профессиональную школу и вузы.

К дошкольным государственным учреждениям относятся: материнские школы (как во Франции и Чехии), детские сады (ФРГ, Франция, Япония), школы - ясли – 2 – 7 лет (Великобритания), дошкольные классы при начальной школе (США, Великобритания). Их задачей является физическое, эстетическое воспитание ребенка и подготовка его к школе: развитие устной речи, обучение грамоте, счету.

Начальная школа. Эта ступень являлась образовательной и охватывала детей в возрасте с 5 – 6 до 16 лет; в разных странах сроки обучения различны. Так например, в Великобритании с 5 до 11 лет, во Франции с 6 до 14 - 15 лет.

Начальная (или как ее еще иногда называют «элементарная», «народная») обычно имеет две ступени – младшую и старшую. Первая ступень – четырех-, шестилетняя начальная школа, ее посещали все дети и учились в ней по единой программе (ФРГ, Франция), или по различным (как, например, в США и Великобритании). Уже в рамках начальной школы, опять таки, действовал отбор «по способностям» в соответствии с которой строилась программа обучения.

Методов преподавания в начальной школе было два: традиционный и комплексный метод, а так же метод проектов (эти методы использовались гораздо чаще, чем традиционный). Задачей комплексного метода и метода проектов являлась активизация работы учащихся. Школьники овладевали навыками чтения, письма, счета, художественного труда; получали знания по географии и истории своей страны, природоведению, гигиене, занимались музыкой и физкультурой. Кроме этого в число обязательных дисциплин часто включается изучение религии (хотя не всегда и не везде, так, например, в Англии и Германии богословие включено в стандартные программы общего образования, а в США, Франции и Японии нет).

В возрасте 10 -11 лет учащиеся большинства стран проходили через тестовые испытания и определялись в гимназии (ФРГ) или в дополнительные классы (Франция), где изучали в основном гуманитарные дисциплины. Имелась и неразделяемая начальная средняя школа - шестилетняя (Япония), восьмилетняя (США). После окончания начальной школы подростки определялись в один из типов средней школы.

Средняя школа – срок обучения в ней от 4 – 5 до 9 лет. Причем в одной стране она могла быть представлена разными их типами: грамматическими (Великобритания), гимназиями (ФРГ), лицеями и колледжами (Франция). Объединяет их то, что сюда могли поступать лишь те, кто по результатам тестовых испытаний имел высокий уровень так называемой умственной одаренности – 20 – 25% окончивших начальные школы. Только их окончание давало возможность поступить в университет. Возраст обучающихся в них – с 10 – 11 до 15 – 19 лет.

Помимо этого к числу средних школ относились также «современные» (Великобритания) – наиболее массовый тип школы, неполные средние (ФРГ), старшие классы начальной школы (Франция) и др., в которых значительно ниже уровень подготовки.

В США, где существовали объединенные всеохватывающие школы, также имелись потоки, профили; академический (примерно 1/3 учащихся) и практический. В отличие от других стран здесь школа едина, но внутри нее также существовала дифференциация школьников, которая затем влияла на их дальнейшее образование.

Гимназии, лицеи, колледжи могли быть классическими и реальными, разница заключалась только в количестве часов, отводившихся на классические и реальные дисциплины. В число обязательных предметов включалось изучение древних языков – латыни, греческого, математики, родного языка.

В течение всего обучения в средней школе первого типа происходил отбор и отсев учащихся, так что окончить ее могли только 25 – 30% учащихся; лишь эти выпускник могли затем поступать в вузы.

Начальная ступень средней школы считалась обязательной и предназначалась для тех, кому предстояло заниматься неквалифицированным трудом (другими словами «работать руками»), она была тупиковой, а именно не давала права поступления в вуз (например, «современные» школы в Великобритании, неполные средние в ФРГ).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Объект и предмет педагогики
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдогогос» означает «детоволитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал ...

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственного расположения предметов от себя и от объектов
Этапы пространственной ориентации на себе, от себя и от объектов не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Выше уже указывалось, что ориентировка на себе не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предмет ...

Система самостоятельных работ учащихся УНПО и средства её комплексного учебно-методического обеспечения
Разработка методики системы самостоятельных работ учащихся может быть различной, но всегда нацелена на достижение единого результата – учащиеся должны не просто приобретать практические и теоретические знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. научиться учиться. Система средств учебно-ме ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0095