Для разбиения учебного плана на семестры предложен следующий алгоритм.
Первый этап – удаление контуров в графе связей учебного материала (граф строится на основе экспертных оценок). Из контуров удаляются дуги с наименьшим весом.
Второй этап – разбиение графа без контуров на слои.
Третий этап – размещение элементов учебного плана по семестрам. Алгоритм размещения: для первого семестра берутся элементы первого слоя, затем, при незаполненности семестра, в него включаются элементы следующего слоя, такие, что сумма весов дуг, попавших в один семестр, минимальна. Сумма весов дуг считается штрафом, который нужно минимизировать. Если семестр переполнен, то элементы из него переносятся в следующий семестр по тому же правилу, т.е. переносятся те элементы, вес дуг которых минимален.
В данной работе поставлена многокритериальная задача. Сначала производится отбор элементов в план по критерию максимального суммарного группового веса. Затем устанавливаются связи между отобранными в план элементами и распределение элементов по семестрам осуществляется по критерию минимального суммарного штрафа за дуги из разных слоев, попавшие в один семестр, и за дуги одного слоя, попавшие в разные семестры.
В предложенном алгоритме расположения по семестрам элементов плана учебного процесса можно отметить следующие недостатки:
размер учебного элемента имеет фиксированную величину. В этом случае логическое разбиение дисциплины на учебные элементы может быть сопряжено с определенными трудностями в случае, если какой-либо раздел в дисциплине представляет собой единую крупную цельную единицу. А при искусственном мелком дроблении таких разделов может возникнуть трудность при установлении связей.
отмечено, что коэффициенты относительной важности целей учебного процесса и веса целей определяются с помощью экспертов, но не изложены принципы определения этих коэффициентов, а так как цели разных уровней представляют собой абстрактные понятия, это может вызвать определенные трудности в понимании поставленной перед экспертами задачи, и, следовательно, большой диапазон разброса экспертных оценок.
при отборе содержания обучения не учитываются связи между отдельными элементами учебного плана, а учитывается только их вклад в достижение цели (приобретение навыков). Тогда из учебного плана могут оказаться исключенными модули, которые имеют невысокие коэффициенты относительной важности для достижения цели, но на них базируется изучение модулей-потомков. В этом случае содержание учебных модулей все равно придется изложить, но при этом уменьшится отрезок времени на изучение следующих за ними модулей, что не может благоприятно сказаться на их усвоении.
не учитывается принадлежность некоторых элементов одному предмету. Если два элемента одной дисциплины попадают в один семестр, то вес данной дуги к штрафу можно не прибавлять, так как в этом случае сохраняется логичность изложения материала. Продолжительность элемента не будет определяться длиной семестра. Так, если в семестр попали два элемента одной дисциплины равного объема, то каждый из них будет изучаться половину семестра. В данной ситуации критерий становится противоположным критерию минимизации временных разрывов, который предлагается в данной работе и будет рассмотрен в п. 1.6.2., так как при соответствии интенсивности изложения дисциплины максимально допустимой желательно, чтобы связанные между собой элементы одной дисциплины попадали в один семестр. При этом временной разрыв между ними в неделях будет равен нулю. Чем теснее связь между элементами в этом случае, тем лучше усвоение материала.
не рассмотрены ограничения, налагаемые на учебный план.
Составление планов вузов на основе связей между модулями
Алгоритмы оптимизации учебных планов на основе связей между модулями рассмотрены в работах. В этих работах задача решается на объеме модулей, равном объему учебного плана.
В большинстве работ предлагается сначала на основе графа связности учебного материала установить логичность изложения, т.е. порядок изучения учебных модулей. При этом для каждого модуля определяется временной промежуток возможного изучения. Затем по выбранному критерию оптимизации модули распределяются по неделям.
Во всех перечисленных выше работах, кроме , связь между модулями – величина логическая, т.е. фиксируется только наличие или отсутствие связи.
Для уменьшения размерности задачи использовались следующие методы усечения исходной информации:
устранение контуров в графе связности;
исключение несущественных (или эквивалентных) путей;
Обновление обучения и воспитания
Как и везде, организация учебно-воспитательного процесса за рубежом имеет свои преимущества и недостатки. К числу таких недостатков относится то, что учащиеся нередко оказываются несостоятельными, когда от них требуется самостоятельность, инициатива и творчество. Глубокие корни пустили малопродукти ...
Методика изучения площади геометрических фигур и единиц ее измерения на
уроках математики в начальной школе
В начальных классах рассматриваются величины: длина, площадь, масса, емкость, время и др. учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерения в различных единицах, вы ...
Педагог-новатор Шаталов В.Ф
Застойные явления в обществе в конце 70-80-х годов в Советском Союзе захватили и школу. Замалчивание недостатков, превознесение достоинств, уравниловка в оценке работы учителя, однообразие в учебно-воспитательной работе, академизм характеризовали авторитарно-императивную педагогику. И в противовес ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.