В ходе профессиональных проб:
-учащимся сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
-моделируются основные элементы разных видов и профессиональной деятельности; определяются уровень готовности учащихся к выполнению проб; обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
В процессе той или иной профессиональной пробы у учащихся актуализируются полученные знания и представления о данной сфере профессиональной деятельности, формируются первоначальные профессиональные и представления о себе как субъекте профессиональной деятельности. В основу профессиональных проб положены идеи профессора С.Фукуямы (Япония), согласно которым профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации. В процессе профессиональных проб учащийся получает опыт той работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям.
Профессиональные пробы дифференцируются:
-по возрасту учащихся,
-по уровню готовности к их выполнению,
-по содержанию, формам и методам.
При организации и проведении профессиональных проб необходимо учитывать субъективные и объективные факторы, влияющие на продуктивность их выполнения. К субъективным относятся факторы, определяющие индивидуальную психофизиологическую готовность школьников к выполнению профессиональных проб. Объективные факторы влияют на рациональный и качественный подход к реализации профессиональных проб (табл. 1).
Профессиональные пробы по различным сферам профессиональной деятельности включают в себя комплекс теоретических и практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, ситуаций проявления профессионально важных качеств, что позволяет учащимся оценить собственные возможности освоения профессии.
Таблица 1. Факторы эффективности профессиональной пробы
Объективную |
Субъективные | |
Физиологические |
Психологические | |
Структур проб Содержание пробы Условия пробы |
Состояние здоровья Выражённость физиологических показателей ПВК |
Выражённость физиологических показателей ПВК Способность к самоанализу Способность к анализу профессии |
Программы профессиональных проб разрабатываются в соответствии с основными требованиями профессий. Пробы осуществляются в два этапа: подготовительный, в котором выделяются подготовительная и обучающая часть, и практический. Программа и содержание подготовительного этапа обеспечивают связь профессиональных проб с основными компонентами профессионального самоопределения.
Практический этап проб состоит из заданий трех направлений и трех уровней сложности.
Задания 1-го уровня требуют от учащихся сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя.
Задание 2-го уровня носят исполнительско-творческий характер, в них предусматриваются элементы реализации профессиональной деятельности.
При выполнении задания 3-го сложности от учащихся требуется планирования своей работы, постановка промежуточной и конечной целей, анализа результатов профессиональной деятельности. Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе группы. При этом они могут быть включены в структуру урока или осуществляться во внеурочное время.
Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе определенной группы. К организации и проведению профессиональной пробы можно привлекать родителей учащихся. Специфика курса исключает обращение к традиционной системе оценивания умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по сформированности у учащихся школы способности к выбору профессии.
В конце обучения учащиеся получают консультации для уточнения, коррекции, прогнозирования своего профессионального выбора.
Предполагается, что элективный курс должен быть реализован с применением активных технологий обучения, в том числе и проектных.
Этапы развития конфликта
Но для того чтобы спор между субъектами разгорелся, необходимо, в первую очередь, чтобы они имели различные позиции во взгляде на один и тот же вопрос, то есть их положение по отношению друг к другу и обсуждаемой проблеме было бы различным. Конфликтная ситуация – это позиционное различие в восприят ...
Особенности психолого-педагогического
подхода к оценке результатов обучения
Адаптивность системы образования требует определения соответствия деятельности конкретной педагогической системы возможностям и образовательным потребностям конкретного учащегося. Учение в условиях компетентностно-ориентированного образования становится преимущественно активной самостоятельной деят ...
Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности
учащихся
Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса. Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.