-кадровой ситуации в данном образовательном учреждении и муниципальной образовательной сети в целом (возможности привлечения к работе в профильных классах ВУЗовских специалистов или использование кадрового потенциала ресурсных центров и т.п.);
-специфики состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и т.п.). Одной части группы нужно ликвидировать пробелы, а другой – получить опыт решения задач повышенного уровня сложности.
При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия:
-курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор;
-курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («пойду на социально – гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»);
-курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле;
-отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопросы о полезности для ученика данного курса для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе;
-перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные, дистантные и др.);
-курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность – работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.);
-следует использовать возможности преподавания курсов предпрофильной подготовки другим педагогом, чем базовый курс по данному или родственному предмету;
-курсы, по возможности, должны опираться на какое – либо пособие, что позволит исключить «монополию учителя на информацию»;
-курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс.
Организация предпрофильной подготовки началась в России с разработки нормативной базы эксперимента. В соответствии с приказом Минобразования России от 26.06.2003г. №2757 «Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения» с 2003/2004 учебного года начался первый этап эксперимента. На этом этапе апробировались подходы по организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов.
В связи с необходимостью предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности выпускника основной ступени предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.
К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования, профиля обучения в старшей школе.
Анализ действующего Базисного учебного плана (утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.1998 №322) и минимально необходимой потребности в учебном времени на предпрофильную подготовку позволяет определить, что базовый минимальный объем предпрофильной подготовки должен быть равен примерно 100 учебным часам в год, что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебных недели в году.
Эти 100 учебных часов на предпрофильную подготовку рекомендуется распределять следующим образом: ориентировочно 2/3 объема (или 2 учебных часа в неделю) отводить на два вида специально организованных курса по выбору: предметные курсы и ориентационные курсы; оставшуюся часть (1/3 объема) предпрофильной подготовки, примерно 30–35 учебных часов в год, предлагается использовать для информационной работы и профильной ориентации.
Дисграфия на основе нарушения фонематического анализа и
синтеза у младших школьников
Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока: деле ...
Основные формы мышления
Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на д ...
Дошкольный возраст
За последние годы процесс создания новых концепций дошкольного воспитания и новых проектов программ воспитания и обучения дошкольников заметно активизировался. От современного воспитателя не требуется строгого следования одной типовой программе, как это было еще сравнительно недавно. В наши дни каж ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.