Педагогика и образование » Целостность человека как педагогическая категория

Целостность человека как педагогическая категория

Страница 3

Так, у слушателей магистратуры глубокий эмоциональный отклик и изумление вызвали сведения о том, что способность к любви на раннем этапе антропогенеза позволила выжить менее агрессивным племенам: теряя мастеров по принципу естественного отбора (никакой милости к слабому), агрессивные популяции теряли в скорости технического прогресса. Осознание магистрантами того факта, что человеколюбие вошло в генный аппарат как залог выживания человечества, явилось моментом их ценностного самоопределения: "Значит, — последовал вывод, — способность к любви заложена в каждом из нас!"

Принцип персонификации образовательного процесса. Интегративным показателем развития личности как целостности является ее способность оценивать знания и обстоятельства окружающего бытия с позиции их ценности и личностного смысла, а также умение видеть возможности своего роста в предстоящей деятельности или поступке. Рассмотрим роль образования в формировании такой интегративной способности человека.

Долгое время в практике образования преобладал деперсонифицированный идеал познания, согласно которому объективность результатов познания обеспечивалась отвлечением от личностных компонентов. Такой способ овладения знанием оставлял незадействованной смысловую сферу обучаемых, их ценностное сознание. Между тем, известный ученый В.Келасьев подтвердил в своем исследовании гипотезу о том, что если поступающая информация не оценивается с позиции своей системы ценностей и потребностей, она не может породить новое поведенческое свойство. Связеобразование планируемого действия и человеческой целостности возможно только через понимание личностного смысла явления для человека. Любая попытка устранить личностный смысл из индивидуальной картины мира обучаемого зачастую лишает деятельность духовной основы и блокирует его способность творить.

Преодоление дезинтеграции когнитивной и личностной составляющих в деятельности человека возможно через стимулирование его смыслопоисковой активности, которая составляет основу персонификации образовательного процесса. В нашем понимании персонификация — восстановление у студентов связи их деятельности, в том числе профессиональной, с личностными смыслами бытия.

В условиях персонификации учебно-воспитательного процесса субъект образования имеет возможность соотнести внешние стороны бытия и предстоящей профессиональной деятельности со своими духовными потребностями, индивидуальной системой ценностей, личностной культурой. Таким образом, персонификация служит мощным интегратором ценностного сознания и процессов мышления обучаемого и наполняет личностным смыслом его деятельность.

Реализация принципа персонификации в учебно-воспитательном процессе сопряжена с рядом проблем. Нередко попытки стимулирования понимания личностного смысла изучаемых явлений и процессов оборачиваются неправильным структурированием у студента концептуальных связей, не характерным для изучаемой дисциплины толкованием сложных проблем. Это вызвано ложными убеждениями и псевдоценностями, сложившимися в ходе индивидуального опыта социализации обучаемых, либо полярными отличиями между индивидуально выработанным когнитивным стилем и спецификой требуемого способа мышления как отражения логики развития данной науки,

Следовательно, проблема персонификации не ограничивается задачей поиска личностного смысла изучаемого явления для обучаемого, она подразумевает обязательное согласование найденного личностного смысла с особенностями мышления, характерного именно для данной, а не другой дисциплины. Идеалом познания в персонифицирующей парадигме образования является формирование у студента такой интерпретационной схемы, которая бы позволяла критически и во всей глубине оценивать явления в определенной области знания и устанавливать их связь с собственной жизнедеятельностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Словотворчество в словообразовании. Классификация Т.Н. Ушаковой
Очень интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая внесла большой вклад для изучения словотворчества детей. Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова (Ушакова Т.Н., 1970): часть какого-нибудь слова используется как целое слово («сл ...

Классификация педагогических технологий
Воплощение технологического подхода в построении систем обучения имеет много примеров из прошлого: система индивидуально предписанного обучения, созданная в середине 1960-х гг. Питтсбургским университетом; система бригадно-индивидуального обучения, разработанная в 1980-е гг. в университете Джонса Г ...

Психолого-педагогические особенности формирования двигательных навыков
Умение и навык характеризуют степень владения изучаемым двигательным действием, уровень способности обучаемого применять изученный материал при решении практических задач. Формирование умений, навыков и соответствующих знаний – одна из целей обучения. Одновременно эти категории выступают в роли сту ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0119