Возникает необходимость обращения к вспомогательному регулятору деятельности личности, помогающему адекватно оценить биологическую значимость для организма тех или иных психических состояний и действий субъекта и подтверждающему правильность выбранного пути самосозидания. Таким регулятором является радость — эмоция, возникшая в ходе эволюции как внешний знак соответствия образа действий природе человеческих потребностей.
Радость духовная, радость высшего порядка, выражает момент взаимослияния и высокой степени созвучия мысли, действий, личностных ценностей и смыслов субъекта, задает человеку устремление к состоянию, которое обеспечивает ему полноту бытия. Не случайно радость, как было доказано рядом исследований, имеет нейрофизиологические корреляты здоровья человека: вырабатываемые при этой эмоции вещества катализируют иммунные реакции организма. Радость освобождает личность от негативной самостимуляции и напряженных состояний, увеличивая ее адаптационные силы.
Научить человека пользоваться естественным механизмом энергетической и психологической самозащиты, знать и распознавать биологический показатель внутренней гармонии, прислушиваться к нему как ориентиру самосозидающей деятельности призвано образование. И такая его функция реализуется, если основным принципом организации учебно-воспитательного процесса станет духовно-гедонистический принцип — "педагогика радости".
Выделяются следующие виды радости, которые могут быть продуцированы учебно-воспитательным процессом:
1) гностическая (радость познания), которая проявляется в изумлении обучаемого, познании им красоты, истины;
2) креативная (радость творчества, первооткрывателя);
3) альтруистическая — радость творения чужой радости, оказания помощи другому;
4) генезисная — радость собственного роста, динамики личностного развития, осознания себя как творца своей жизни.
Основным источником радости являются творческое самовыражение субъекта образовательного процесса, ситуации успеха. Не менее важным звеном педагогики радости выступает постоянная рефлексия собственного развития, фиксация положительных изменений в характере интерпретации окружающих явлений, в уровне самоожиданий и притязаний. Средство стимулирования такого анализа в системе профессиональной подготовки специалиста — рефлексопрактика, в рамках которой студенты ведут дневники личностного роста, составляют карту ближайших и дальних перспектив саморазвития, осуществляют ретроспективный анализ учебной деятельности.
Весомым гедонистическим потенциалом обладают методы группового взаимодействия и сотрудничества: джигсо, парламентские игры, групповые кейсы и другие. Они позволяют каждому участнику внести индивидуальный вклад в создание группового проекта, ощутить свою значимость среди сверстников, взять на себя ответственность за принимаемое решение. Такие методы объединяют субъекта с другими, а всеобщее признание, благодарность членов команды усиливают радость успеха, предоставляют возможность почувствовать себя нужным, принятым, любимым и искать в другом человеке положительное, особенное, достойное восхищения.
Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы
по математике
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. С целью ...
Развитие словаря в онтогенезе
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребёнок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с эт ...
Методика и приёмы руководства воспитателя театрализованными
играми в старшем дошкольном возрасте
Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного восприятия детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе. Много полезных рекомендаций о приёмах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковского, Н.С. Карпинско ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.