Принцип метакогнитивной детерминации образовательного процесса. Если персонификация образовательного процесса обобщенно может быть представлена в виде формулы "оценка истинности полученных знаний и выбранных решений с позиции собственных ценностей и личностных смыслов", то напрашивается вывод о существовании обратного процесса — переоценки собственных ценностей и сложившейся картины мира с помощью критического мышления. Наличие такой способности свидетельствует о высокой степени интеграции внутриличностных структур, успешном функционировании обратной связи между мышлением и ценностной сферой. Выражением этой взаимосвязи служат метакогниции.
В "Трансцендентальной эстетике" И.Кант размышляет над проблемой: "Могу ли я быть уверен, что вещи, которые я воспринимаю, действительно таковыми являются? И тем более, могу ли я быть уверен, что то, каким я вижу свой собственный разум со стороны, во время его работы, является таковым?". То, каким я вижу свой собственный разум со стороны, во время его работы, и есть то редкое состояние психики, которое ученые называют метакогнитивным состоянием, когда активизируется сверх-познапие, познание своего же мышления, своей аксиосферы или, как его называют в английском звучании, метакогниция.
Метакогниция — это управление своими же познавательными процессами, наблюдение за собой в процессе принятия решений, в том числе в ситуациях морального выбора, самокоррекция. С помощью метакогниции человек видит ограничения своего мышления, ценностного сознания и исправляет в них то, что мешает управлению индивидуальным бытием. В повседневной жизни обычный человек анализирует свои мыслительные процессы редко. Он делает это, как правило, тогда, когда полученный им результат кажется ему неоправданно низким по сравнению с затраченными усилиями. И тогда он обращается к метакогниции.
Овладение биологическим механизмом саморегуляции, заложенным в метакогниции, особенно важно для будущего специалиста. Его метакогнитивная готовность к профессиональной деятельности обеспечит более высокий уровень творчества, самореализации себя в профессии.
В основе метакогнитивных процессов лежат знания факторов развития личности, факторов, спровоцировавших формирование тех (а не иных) ценностных ориентации, образа мышления. Ф.Джонсон считает неотъемлемой частью профессионального образования формирование у студентов способности распознавать обстоятельства собственной жизни, повлиявшие на структуру ценностного сознания, смысловой сферы и мировоззрения личности. Знание факторов собственного самосовершенствования должно стать частью профессиональной подготовки специалиста любого профиля. Оно позволяет субъекту образования обогащать собственную аксиосферу и корректировать те убеждения, которые стали результатом неблагоприятных жизненных ситуаций и воспитания и затрудняют настоящую самореализацию личности. Такое метакогнитивное знание является условием самосозидания.
Принцип метакогнитивной детерминации образовательного процесса означает создание условий, позволяющих студенту осознать закономерности собственного развития и увидеть свое ценностное сознание и мышление "со стороны". Например, в рамках методики воспоминаний студентам предлагается проанализировать значимые события, факты собственной биографии, которые существенно изменили установки, образ жизни, структуру личности, восприятие других людей, жизненный смысл в относительно сжатый промежуток времени, иными словами, вызвали скачок в развитии.
Словотворчество в
словообразовании. Классификация Т.Н. Ушаковой
Очень интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая внесла большой вклад для изучения словотворчества детей. Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова (Ушакова Т.Н., 1970): часть какого-нибудь слова используется как целое слово («сл ...
Соотношение между активизацией познавательной деятельности учащихся и
проблемным обучением
Некоторые педагоги отождествляют эти два понятия, предлагая ликвидировать и сам термин «проблемное обучение». Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен а ...
Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы
Остановимся более подробно на процессе постановки голоса, которая происходит через формирование комплекса основных вокальных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения (собственно пения), совокупность которых профессионально оснащает певца в его ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.