Сущность системы нравственного воспитания заключается в том, что в центре находится личность и индивидуальность ребенка, совершающая долгий и сложный путь внутреннего содержательного художественно-эстетического и нравственного становления. Нравственное и эстетическое воспитание должно осуществляться целенаправленно и организованно в структуре учреждений просвещения и специальных мероприятий. Художественно-эстетическое обучение и воспитание должно быть обусловлено четкой идейной направленностью содержания, осуществляется на основе научного понимания специфики художественного образа и эстетического чувства.
Реализация идей целенаправленности и системности эстетического воспитания, строгого отбора высокохудожественного, идейно насыщенного содержания искусства для работы с детьми, формирования эстетических идеалов и подлинного художественного вкуса во многом зависит от принципиальных позиций, определяющих организацию воспитательной работы с детьми.
Рассматривая наиболее значимые и актуальные принципы построения системы нравственного и эстетического воспитания, в первую очередь следует подчеркнуть принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении— везде прекрасное и безобразное, трагическое к комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное побуждает к борьбе за справедливость. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
В развитом обществе нельзя говорить о всестороннем, гармоничном развитии личности без эстетической грамоты, эстетических идеалов, развития и художественней образованности.
Плодотворной методологической основой и важным принципом подхода к организации системы эстетического воспитания на современном этапе является идея комплексного подхода ко всему делу воспитания. В реализации системы эстетического воспитания комплексный подход имеет двоякое значение.
Во-первых, система эстетического воспитания выстраивается так, чтобы различные виды искусства постоянно взаимодействовали в процессе влияния на ребенка. На этом основывается необходимость осуществления тесных межпредметных связей в процессе преподавания искусства. Каждое из них усиливает воздействие другого за счет специфики языка и своеобразия создаваемых художественных образов.
Во-вторых, эстетическое воспитание средствами искусства и действительности является органической частью, своеобразной дополнительной функцией любого вида воспитания. Не менее важной основой системы эстетического воспитания является принцип органической связи всей художественно-эстетическои деятельности детей с жизнью, практикой формирования мировоззрения и нравственности младших школьников. Особенность принципа эстетического вопитания состоит в том, что красота искусства и жизни оказывает действенное воспитательное влияние лишь тогда, когда ребенок научился глубоко понимать и чувствовать художественно-эстетические явления, проникать в их суть, ярко переживать, связывать свои переживания с собственной общественной активностью.
В качестве принципа системы эстетического воспитания выступает идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий и организованного воздействия искусства с помощью театрального искусства. При этом имеют существенное значение два соображения. Во-первых, в учебном плане предметы искусства имеют такое количество часов, которого достаточно для усвоения лишь самых общих основ знаний о каждом из них и приобретения первоначальных навыков художественно-творческой деятельности. Поэтому урок театрального искусства может дать направление, определить основные линии идейно-художественного воспитания и творческого развития ребенка. Во-вторых, в области эстетического воспитания необходимо учитывать, организовывать и анализировать весь поток информации, стекающейся к ребенку по различным каналам. Надо предоставить детям возможность творческой деятельности и выражения себя как личности. Организовать и направить эту деятельность ребенка, целенаправленно использовать ее в целях эстетического воспитания можно тогда, когда программы внеклассной работы, формы и методы свободной художественной деятельности детей тесно смыкаются по целям, существу, методам и формам с программами урочных занятий. Важно достигать единства классных и внеклассных форм эстетического воспитания. Обязательность этого требования сохраняется при любом количестве часов, отводимых на искусство в учебном плане.
Коррекционно-развивающее направление
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуаль ...
Методики диагностики детских интеллектуальных
способностей: от теории – к практике
Проблема выявления уровня одаренности детей актуализируется с момента их поступления в школу. Как известно, набор в первые классы объявляется весной, но часто затягивается до сентября. Ни администрация, ни учителя не знают точно всех детей, которые начнут обучение в I классе. Это явление объективно ...
Организация взаимодействия психолога с родителями
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. На практике же оказывается, что родители большей частью относятся к процедуре взаимодействия с психол ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.