Духовно – нравственное воспитание детей и молодежи, их жизненное самоопределение – важнейшая составляющая общественного развития.
В настоящее время учеными теоретиками, специалистами в области досуга особенно остро ставится проблема формирования нравственных ценностей молодежи, которые еще вчера были детьми.
Именно детский возраст, по их мнению, является самым благоприятным для решения и реализации сложных педагогических задач, которые ставят перед собой практики, руководители детских творческих коллективов и педагоги дополнительного образования. Ни для кого не секрет, что с открытием границ на молодое поколение обрушился поток западной массовой культуры не самого лучшего качества. Кардинальные изменения, коснувшиеся нашего общества на рубеже 80 - 90-х годов ХХ-го столетия и продолжающиеся по сей день, не могут не наложить отпечаток на сферу досуга, в том числе и на творческую деятельность. С исчезновением моностилической модели культуры исчезли комсомол и пионерская организация, руководившие процессом организации детского творчества. Кто мог тогда предположить, что эти глобальные потрясения приведут к страшным социальным последствиям: нищете, бесправию, преступности, наркомании, беспризорности.
В сложившейся современной ситуации проблема нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи по общему мнению требует пристального внимания. Сегодня остро стоит вопрос об информационной безопасности семьи детского населения. На протяжении последних 10 лет подрастающее поколение России стало объектом массированного воздействия различных телепрограмм и фильмов, в которых насилие и жестокость – основное содержание сюжетов. Многие телепередачи, интернет-сайты и материалы СМИ идут в разрез с Декларацией о правах ребенка и Конвенцией о правах ребенка, противоречат Закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Нельзя забывать о том, что бурное развитие средств массовой, информации, новейших компьютерных сетей массового пользования, аудиовизуальных средств объективно способствует социализации личности ребенка. Детей необходимо учить правильно пользоваться услугами СМИ, формировать у них способность критически относиться к функционирующему репертуару, воспитывать нравственное и эстетическое сознание.
Благодаря последовательной и четкой организации нравственного и эстетического воспитания, благодаря развитию в воспитанниках способности живо чувствовать и правильно оценивать жизнь, педагог приобщает детей к активной творческой деятельности в её многообразных видах. Полноценное нравственное и эстетическое воспитание приучает человека быть подлинным творцом, а не просто потребителем художественной культуры. Следовательно, необходимо научить маленького человека творить в любой полезной области, побудить в нем жажду активной творческой деятельности и таким образом достигнуть цели – нравственного и эстетического воспитания.
Воспитание играет исключительную роль в формировании у человека нравственного идеала. Этот идеал определяется стремлением бороться против безобразного и жестокого и умножать доброе и прекрасное при том непременном условии, что он не усвоен как абстрактный, отвлеченный, а исполнен конкретным переживанием, преломлен глубоко эмоционально, как нечто свое внутреннее.
Нынешние школьники, нередко поражают взрослостью суждений, определенной независимостью; они раньше начинают думать о своем будущем, включаются в деятельность, занятия, обеспечивающие им знания, умения, которые потребуются им в бедующей их работе(«Занимаюсь серьезно компьютером, в будущем пригодится»; «Учу второй язык – хочу стать переводчиком»). Дети удивляют взрослых недетским практицизмом, их идеалы менее романтичны; они утрачивают безграничную веру в сказку, оптимизм, незыблемость авторитета взрослых( учителей, родителей) .
К сожалению их идеалом, примером для подражания становится не идеальный герой, романтик, а образ сильного, всемогущего, жестокого, умеющего постоять за себя серхчеловека, обладающего властью и деньгами. При этом они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, то есть способны к самоанализу, рефлексии. Они получают большой объем информации, при этом более критичны к ней, диапазон их интересов достаточно широк – от космических проблем до вопросов, как стать богатым. Но особо их привлекает социальный аспект.
Пересмотр идеалов, ценностей, изменение самой атмосферы нашей жизни – объективный предпосылки нового образа, ориентаций, интересов современных детей.
Но при этом младшие школьники нередко бывают растеряны, переживают отчуждение от семьи, ощущают не понимание со стороны взрослых, теряют чувство защищенности, нуждаются в поддержке, в ласковом слове, внимании, помощи. Все это провоцирует проявление детьми грубости, агрессии, уход из дома, поиск сильных, независимых друзей и покровителей. Хотя в силу возрастных особенностей они всё так же эмоциональны, подвижны, впечатлительны, импульсивны, подвержены чужому влиянию ( как положительному, так и отрицательному).
Дети младшего школьного возраста чутко улавливают ситуацию в стране, могут оценивать себя, определять свое отношение к различным явлениям. Замечено, что именно нравственный аспект человеческих отношений, проявления в первую очередь привлекает младших школьников. У них 7 – 8- летних детей, возникает внутренняя позиция, новое отношение к себе и к другим. Благодаря осознанию своего места в системе социальных отношений, у ребенка формируются социально обусловленные ценностные приоритеты.
Особенности мира детства выражаются еще и в том, что ребята не могут и не должны ждать когда вырастут, когда настанет лучшее будущее, они живут сейчас.
Современные ученые-педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса.
Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативы — одна из актуальных задач современной школы. А детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательно-образовательного воздействия.
В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников». «Школьный театр был театром пользы и дела и только попутно с этим — театром удовольствия и развлечения».
В 20-х годах XVIII века возник школьный театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: «Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное».
Таким образом, школьный театр как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.
В связи с этим необходимо отметить, что театральное творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд.
Во-перпых, театральная постановка – «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех.
Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности.
В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива. Они возникают спонтанно, а могут быть инициированы руководителем.
Спектакли оставляют неизгладимый след в памяти не только участников, но и зрителей. В школьном театре актеры и зрители ровесники, которых волнует приблизительно один и тот же круг проблем, у которых во многом совпадают взгляды на жизнь и на искусство.
Перед классным руководителем, педагогом дополнительного образования возникают неожиданные ситуации, проблемы, и он должен быстро ориентироваться, проявлять находчивость, доброжелательность и терпение. Он должен знать жизнь и особенности характера каждого своего воспитанника, уметь разбираться в чувствах и мыслях детей.
Важнейшая заповедь педагога — работая с детьми, все время иметь в виду индивидуальность каждого из воспитанников.
Ученые-педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения, исследуют различные технологии воспитания, обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса.
Деятельность школьников в процессе подготовки театрального действа должна быть прежде всего нравственной, эстетической деятельностью. Это предполагает создание у школьников установок на познание действительности, всех сторон жизни в различных ее проявлениях, отражение волнующих их нравственных проблем; общение со зрителями через произведение, созданное для театра; формирование интереса к искусству театра.
В связи с этим целью работы является выявление и определение педагогических возможностей театрального искусства в формировании нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
объект исследования - театральная педагогика;.
задачи исследования :
рассмотреть особенности психологического развития детей младшего школьного возраста;
изучить специфику формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста;
исследовать педагогические принципы театральной педагогики.
определить игровые методы и формы театрального искусства для детей младшего школьного возраста;
разработать технологию подготовки и поведения игрового спектакля для детей младшего школьного возраста направленного на формирование нравственного воспитания.
Предмет исследования – процесс формирования нравственных ценностей средствами театрального искусства
Гипотеза исследования заключается в следующем: театральное искусство может влиять на процесс формирования нравственных и эстетических ценностей у детей младшего школьного возраста и может быть эффективным, если будет учитываться принцип единства художественного и общего психологического развития детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы заключается в возможности практического использования материала для подготовки и проведения мероприятий в семейном кругу, в работе детских творческих коллективов на базе школ, а также в учреждениях культуры.
Методологической основой нашей дипломной работы является практический и теоретический опыт таких педагогов как А.Я. Михайлова «Театр в эстетическом воспитании младших школьников». Книга знакомит учителей младших классов с разнообразным репертуаром современных детских театров и с принципами отбора репертуара для школьников. Автор рассматривает возможные методы подготовки детей к восприятию спектакля, рекомендует формы проведения бесед после просмотров и систему творческих работ по спектаклю.
Так же использован методический материал А. П. Ершова, В. М. Букатова из книги «Актерская грамота», в которой авторы представляют программу , советы и разъяснения по курсу обучения в театральных школах, классах, студиях.
Использован методический материал творческой группы, включающей в себя преподавателей вузов (РГПУ им. Герцена, факультет философии человека; Санкт-Петербургская Государственная Академия театрального искусства; Российский институт истории искусств), руководителей школьных театров, профессиональных актеров и режиссеров которая разработала проект Санкт-Петербургского Центра «Театр и школа», целью которого является профессиональное развитие учителя в контексте актуализации использования театральных технологий в образовательном процессе.
Использованы материалы периодической печати и методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и руководителей самодеятельных театральных коллективов.
Блочно-зачетная система обучения на уроках физики
Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способн ...
Развитие словаря в онтогенезе
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребёнок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с эт ...
Воспитание детей младшего и среднего школьного возраста
Следующий возрастной этап, не менее важный в воспитании ребенка, — младший школьный возраст. В этот период ребенок проходит сложный путь от новичка первоклассника, имеющего лишь слабое представление об учебном процессе, до ученика, освоившего ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом зн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.