Процесс эстетического воспитания, обучения и воспитания детей искусством обеспечивает специфическое развитие психической деятельности детей: их воображения, образной и логической памяти, речи, мышления.
Привыкая приводить в движение все умственные силы в процессе занятий искусством, ребенок впоследствии распространяет эту способность на любую другую деятельность. Важно также, чтобы те способности, которые ребенок приобретает в различных областях деятельности (умственной, трудовой, физической), он имел возможность применить и в области художественно-эстетической.
Специфическим принципом системы эстетического воспитания является принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Он приобретает особенно важное значение в условиях научно – технического прогресса и развития средств массовой информации. Было бы большой ошибкой думать, будто художественная самодеятельность, такие ее формы, как хоровое и сольное пение, народные танцы, выразительное чтение, изобразительная, музыкально- и литературно-творческая деятельность отживает свой век, потому что благодаря радио, телевидению, книгам, локальной сети Интернет любое высокохудожественное произведение стало доступно людям в любом месте мира.
Конечно, детей важно учить слушанию, созерцанию, чтению, а не только творческой самодеятельности, художественной активности, ведь в средней школе не готовят певцов, художников, поэтов, писателей, кинематографистов. Она дает общее образование и развитие, обеспечивает готовность овладения любой специальностью художественная самодеятельность имеет значение не только как средство ознакомления с произведениями искусства и навыками исполнительства, но и как средство художественного развития, индивидуального творческого проявления ребенка, составляющего содержание его духовной жизни. Вот почему художественная самодеятельность должна быть не репродуктивной, повторяющей известные образцы, а подлинно творческой, тесно связанной с активным художественным творчеством. В этом случае она полностью выполняет свои воспитательные функции.
Наконец, большое педагогическое значение имеет и принцип эстетики всей детской жизни. Детская жизнь только тогда по настоящему воспитательно эффективна, когда организована «по законам красоты», приносит детям радость. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. Только красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом. Поддержание красоты, ставшее в коллективе прочной традицией, является важным условием эстетического и общего воспитания.
Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Идет ли речь о требованиях к художественному вкусу, эстетическим суждениям, нравственно-эстетическому идеалу, который должен быть свойствен младшему школьнику, подростку, юноше, или о характере, жанрах и критериях оценки творческой, в том числе художественно-творческой, деятельности, — каждый раз оптимальное требование и решение проблемы должно быть соотнесено с возрастными возможностями ребенка. Система эстетического воспитания наряду с задачами собственно эстетического формирования личности играет важную роль в становлении отношения детей к миру, их убеждений и мировоззрения.
Младший школьный возраст – это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «Я», то есть вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности.
Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направить ее, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.
К сожалению воспитательный и учебный процессы в школах в наше время не равнозначны. В связи с нестабильной экономической ситуацией в стране в последние годы учреждения культуры так же, как и учреждения образования и спорта из-за недостаточного финансирования вынуждены сами зарабатывать деньги. И как следствие – большинство детей и подростков лишились возможности реализовать себя в сфере творчества.
Педагогические принципы театральной педагогики
Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, но эти позитивные тенденции сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике образовательного процесса в учреждениях образования. Речь идет о новых про ...
Формы активизации познавательной деятельности и
пути преодоления трудных мест
Для того чтобы активизировать познавательную деятельность необходимо применять: Тесты: выполненные на бумаге; сделанные в виде тестовой программы. Разгадывание кроссвордов, загадок: выполненные на бумаге; сделанные в виде программы. Составление ребусов, кроссвордов на дому, затем проведение каких-л ...
Трансформация российского образования в свете идей Болонского
процесса
Глобализация, размывание культурных, социальных, политических границ – одна из важнейших тенденций современной жизни. Экономическое пространство становится универсальным, хозяйственные связи обретают действительно всемирный характер. Формируется глобальная информационная сеть, коммуникативное прост ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.