Современный детский театр имеет одну важную особенность, которая не свойственна театру для взрослых. Эта особенность — широкое использование игры. В большей степени она присуща детскому любительскому театру, нежели профессиональному театру для детей. Дело, видимо, в том, что режиссеры и драматурги любительского театра находятся ближе к зрителю и лучше знают его психологию и запросы. А кроме того, они не так сильно связаны условностями театра. Мы являемся свидетелями широкого распространения игрового театра и еще в большей степени — игровых театрализованных форм. По нашему мнению, они будут развиваться и впредь. Сделаем попытку осмыслить это явление и сформулировать некоторые выводы и практические рекомендации.
Среди игровых театрализованных форм лидирующее положение занимает игровое театрализованное представление. Понять сущность этого жанра поможет знание его базовой основы — театрализованного представления.
Театрализованное представление — это сценическое эстрадно-театральное действие, объединенное единым авторским замыслом, в котором в процессе монтажа сплавляются различные виды и жанры литературы и искусства. Оно может быть посвящено историко-политическим датам, общественным событиям, творчеству поэта, художника, известного деятеля и др. В зависимости от темы и задач автора в представлении могу г доминировать какие-либо вилы искусства, изобразительные приемы.
Широко распространены представления публицистические, эстрадно-юмористические, ярмарки, представления-концерты и др. В одних из них преобладает агитационное начало — стремление вызвать интерес публики к социальной или политической ситуации, цель других, например эстрадного представления или капустника, — развлечь зрителей, облекая действие в юмористическую форму, заострить внимание на бытовых и социальных моментах. Основные признаки театрализованного представления:
зрелищность,
синтетичность,
экспрессивность,
идейно-художественная целостность
Театрализованное представление — это яркое, броское, полифоническое, зрелищное действие. В нем превалирует динамичное игровое начало, при этом между артистами и зрителями в большинстве случаев не происходит прямого контакта. Здесь четко просматривается разделение на сцену и зал: всякое вторжение зрителя может нарушить художественно-смысловую линию представления. Тем не менее это не является непреложным требованием: сценарист и режиссер вольны подключать зрителя к участию или соучастию в действии, что можно рассматривать как авторский прием, вполне допустимый в этом очень демократичном жанре.
Драматическое искусство играет существенную роль в эстетическом воспитании школьников. Но не менее важно то, что театр помогает детям обрести социальный опыт. Известно: чтобы воспитать какое-либо положительное качество, необходимо показать детям его образец. И театр такой образец для подражания дает детям действиях сценических героев. Причем делается это ярко и привлекательно. Сильный воспитательный эффект обусловлен тем, что юный зритель, сопереживая положительным персонажам, самостоятельно избирает образец для подражания, приходит к какому-либо выводу, избирает ориентиры собственного поведения. Сила воздействия на личность этих, самостоятельно добытых, прочувствованных ценностей столь велика, что нередко проявляется в его реальной жизни и деятельности. Своеобразным полигоном, дающим возможность ребенку самостоятельно принимать нравственные решения и действовать в соответствии с ними, может стать новая, активно развивающаяся ныне театральная форма — игровое театрализованное представление.
Игровое театрализованное представление, имеет множество форм проявления. Они зависят от целей и задач, места проведения, половозрастных особенностей участников и ряда других обстоятельств. Их описание и классификация в принципе возможны, но всегда будут неполными, так как в известную форму постоянно вносится что-то новое, что создает множество разновидностей жанра. Впрочем, огорчаться этому не следует, напротив, надо радоваться, что существует жанр, в котором сценарист не ограничен жесткими рамками условностей. Однако и в игровом театрализованном представлении существуют если не законы, то правила, которые сценаристы не могут игнорировать.
Так, в игровом театрализованном представлении обязательно должно присутствовать либо обычное, присущее пьесам, либо особым образом организованное действие, которое служит развитию основной идеи. Это роднит рассматриваемый нами жанр с драмой, давая основание причислять его к сценарной драматургии. Другое дело, что художественно образный язык этого жанра более пестр, чем язык обычной пьесы. В силу своей природы в этом жанре одинаково хорошо «звучат» и язык драмы, и языки других видов литературы и искусства. Здесь уместен даже чуждый драме эпический язык. Кроме того, в игровом театрализованном представлении нет временных и пространственных ограничений. Важнейшим элементом художественного языка, а также и важнейшим элементом действия здесь является игра в силу ее особого языка, специфики и возможностей. Она заключается в привлечении к активному сотворчеству зрителей как в создании сюжета, драматической коллизии, так и в развитии действия. Именно игра и придает рассматриваемому жанру специфическую особенность. Рассмотрим некоторые формы, которые присущи игровым представлениям.
Организация взаимодействия родителей и учреждения дополнительного
образования
Вопросы взаимодействия образовательных учреждений и семьи в воспитании подрастающего поколения нашли отражение в различных научных исследованиях. Ученые Л.В. Архангельский, С.И. Голод, И.С. Кон, В.А. Петровский и др. Они единодушны в том, что, чем ярче ценностно-ориентационное единство семьи, тем в ...
Формы и методы краеведческой работы с детьми
Одной из составляющих системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. Существует три направления работы с учениками: Учебное (уроки, факультативные занятия) Внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах) Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эст ...
Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с дисграфией
Исследования этих автором показывают, что у младших школьников массовой школы, страдающих специфическими расстройствами письма, наблюдаются своеобразные недостатки познавательной деятельности. Отмечается выраженная неравномерность психического развития, недостаточная сформированность высших психиче ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.