Педагогика и образование » Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста средствами театрального искусства » Игровые театрализованные формы и особенности их использования в работе с детьми

Игровые театрализованные формы и особенности их использования в работе с детьми

Страница 3

Как уже говорилось выше, сюжетная основа сценариев игровых театрализованных представлений часто заимствуется у сказки или известного литературного произведения. В этой связи очень важно сохранить структуру базового произведения. Если же сценарист меняет структуру, характер, функции известных персонажей он обязан мотивировать это, договориться о новых «правилах игры» со зрителем В данном случае договор и мотивация имеют первостепенное значение, так как в подобных представлениях обязательно привлечение зрителей в качестве действующих лиц, а потому они должны хорошо знать правила новой игры.

Иногда сценаристы, желая вырваться из жестких рамок базового сюжета, меняют функции героев, да и сюжет выворачивают наизнанку. Есть сценаристы, одержимые прямо-таки маниакальной страстью превращать Бабу-Ягу в Мать Терезу, а Бармалея — в величайшего гуманиста всех времен и народов. Такие попытки, как правило, неудачны, ибо авторы сценариев не считают нужным, а иногда и не в состоянии обеспечить свои изыски логичной и достоверной мотивацией, предложит!) приемлемые правила игры.

Хотя в искусстве используются разнообразные приемы и подходы, все же при изменении функций известных сказочных и литературных героев надо учитывать типические черты характера, которыми они были наделены в базовом произведении. Есть такие персонажи, которых легко можно переводить из лагеря положительных героев в лагерь противодействующих, и наоборот. Таковы, например сказочные Волк, Лиса, Кот, Баба-Яга и др. Это обусловлено сложившимся представлением о них в фольклоре, да и в жизни они часто выступают в разных ипостасях Так, Баба-Яга в одном случае зажаривает детей, а в другом — помогает доброму молодцу. Волк в фольклоре лакомится козлятами, поросятами, бабушками, но в то же время может стать верным другом помощником и советчиком Ивану-царевичу, а в реальной жизни он — то злейший враг скотоводов, то незаменимый санитар лесов и полей. Некоторые из положительных персонажей могут временно пребывать в противостоящем лагере, даже быть отрицательными героями. Но есть персонажи, которых обрядить в наряд злодея никак нельзя. Это персонажи, в типических чертах которых заложено острое чувство справедливости и доброты, а главное, ярко выражено стремление к покровительству и защите слабых. Причем эти герои не вписываются в противоположный лагерь, несмотря на то, что в их характере имеются некоторые отрицательные черты, а точнее сказать, слабости. Самые типичные герои этого ряда: Буратино, Емеля, Карлсон, Винни-Пух и др.

Сценарист игрового представления непременно должен найти привлекательные манки для включения зрителей в игру, а стало быть, и в сценическое действие. Если но каким-то причинам этого не получится, действие может прерваться, а представление постигнет неудача. Чтобы этого не случилось, сценаристу, а еще более режиссеру-постановщику, необходимо предусмотреть запасные варианты действия, аналогичные игре по смыслу и темпоритму, и, конечно, дополнительные манки для включения зрителей в игру, а через нее — в действие. Здесь необходимо предостеречь авторов, что места в представлении, где зрители вводятся в действие и выводятся из него, представляют повышенную опасность. Вот почему сценарист должен прописывать их с особой тщательностью, предусматривая возможные повороты действия, связанные с самодеятельностью зрителей, и последствия таких неожиданностей.

В игровом представлении широко используются подвижные игры, поэтому необходимо уже в сценарии предусматривать условия их безопасного проведения.

Импровизационно – игровая театрализация. Эта форма более популярна на Западе , чем у нас. Представление создается самими зрителями, импровизирующими в рамках темы или сюжета. Подобные театрализации создаются по особой методике. Суть ее в том, что представление создается как будто бы сию минуту самими зрителями, а ведущие (часто в роли сказочных героев) только намечают контуры сюжета. Здесь необходима серьезная организационная и методическая подготовка. В подобных представлениях очень много зависит от ведущих, их умения, обаяния, интеллекта. Но, все же, необходим сценарий в котором учитываются все организационно – творческие моменты.

Сценаристам и режиссерам игровых представлений очень важно суметь найти приемы, позволяющие регулировать поведение большой массы зрителей, направлять их совершение нужных по ходу действия поступков. Этой цели хорошо служат: боевой клич, речёвка, целенаправленные специально подобранные физические движения, массовая песня. Но лучше всего направляет действие зрителей сама игра, которая и стала важнейшей составной частью театрализованного игрового представления.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Организация процесса оценки эффективности воспитательной деятельности офицеров
Эффективным условием оптимизации организации процесса оценки эффективности воспитательной деятельности является создание целого комплекса методик, тестов, разработку программ по оценке для ЭВМ, обеспечение субъектов оценки необходимыми теоретическими источниками. В отделах воспитательной работы сое ...

Помощь детям в преодолении искушений
Общие методы обучения. Общество и родители должны помочь детям и подросткам обрести истинные ценности жизни: социальные, семейные, религиозные. Необходимо открыто говорить о ценностях. Важно, чтобы дети поняли, почему такие ценности, как честность, ответственность, самостоятельность, являются важны ...

Детский воспитательный коллектив
Детский коллектив - это объединение детей на основе общей полезной деятельности (например, обучение общественной деятельности, спорта, туризма). Важнейшие признаки, присущие любому коллективу - единство цели, определенная организация совместной деятельности - характерны также и для детского коллект ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0092