И, наконец, если ребенок успешно решает и легкие и сложные задачи в рамках соответствующего вида мышления и даже может помочь другим детям в решении легких задач, объяснить причину допущенных им ошибок, а также может сам придумывать легкие задачи, у него третий уровень развития в соответствующем виде мышления.
О наличии того или иного вида мышления у ребенка можно судить по тому, как он решает соответствующие данному виду задачи. Так, если при решении легких задач на практическое преобразование предметов, или на оперирование их образами, или на рассуждения ребенок плохо разбирается в их условии, путается и теряется при поиске их решений, то в этом случае считается, что у него первый уровень развития в соответствующем виде мышления.
Если ребенок успешно решает легкие задачи, предназначенные для применения того или иного вида мышления, но затрудняется в решении более сложных задач, в частности из - за того, что не удается представить все это решение целиком, поскольку недостаточно развито умение планировать, то в этом случае считается, что у него второй уровень развития в соответствующем виде мышления.
Своеобразие словесно - логического мышления состоит в том, что это отвлеченное мышление, в ходе которого человек действует не с вещами, и их образами, а с понятиями о них, оформленных в словах или знаках. При этом человек действует по определенным правилам, отвлекаясь от наглядных особенностей вещей и их образов.
Поэтому, главная цель работы по развитию у детей словесно - логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях.
Работа над развитием логического мышления младших школьников идет «вообще» - без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования. Без овладения логическими приемами мышления не происходит полноценного усвоения материала.
Проанализировав психологическую, педагогическую, философскую и методическую литературу, мы определил для нашего исследования, следующие мыслительные операции:
анализ,
обобщение,
сравнение,
синтез,
классификация
и мыслительный процесс – суждение.
Мы определили понятие логического мышления, мыслительных операций и мыслительного процесса. Логическое мышление – это особый вид мышления, который позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека, и характеризуется такими свойствами как анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение.
Мыслительные операции:
а) анализ – процесс разделения целого на части, выделение отдельных признаков, сторон целого;
б) синтез – средство объединения отдельных элементов, которые выделены в результате анализа;
в) сравнение – установление сходства и различия отдельных объектов;
г) обобщение – средство объединения предметов и явлений по существенным признакам и свойствам;
д) классификация – разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям.
Мыслительные процессы:
а) суждение – это основная форма мышления, в процессе которой отражаются или утверждаются связи между предметами и явлениями действительности;
б) умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения.
Для дальнейшей работы нам необходимо было определить уровни развития указанных мыслительных операций и мыслительного процесса и раскрыть составляющие этих уровней. Результаты этой работы мы оформили в виде таблицы (см. таблицу1).
Таблица 1. Критерии и уровни сформированности логического мышления младших школьников.
№ |
Мыслительные операции |
Уровни | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||
1 |
Анализ |
Легко и быстро разделяет целое на части, выделяет множество отдельных признаков от целого. |
Испытывает трудности при разделении целого на части, требуется много времени для выделения признаков. |
С трудом выделяет части. Требуется очень много времени или совсем не справляется с работой. |
2 |
Обобщение |
Легко объединяет предметы и явления по существенным признакам и свойствам. |
Испытает трудности в объединении, требуется много времени. |
С трудом объединяет предметы и явления или вовсе не справляется. |
3 |
Сравнение |
Легко устанавливает множество черт сходства и различия объектов. |
Устанавливает недостаточное количество черт сходства и различия объекта. |
Не может правильно выделить черты сходства и различия объектов. |
4 |
Синтез |
Легко объединяет отдельные элементы в целое. |
Замечает не сразу отдельные элементы, с трудом объединяет в целое. |
С трудом объединяет элементы и находит целое или не справляется вовсе. |
5 |
Классификация |
Легко и быстро объединяет объекты по основаниям. |
В некоторых случаях затрудняется объединить и разделить объекты по основаниям. |
С трудом разъединяет и объединяет объекты по основанию или вовсе не справляется. |
6 |
Мыслительные процессы. 1. Суждение |
Легко выделяет необходимые и достаточные признаки, делает правильные выводы. |
Делает логичные выводы, но не «улавливает» логические ошибки в чужих рассуждениях. |
Нелогичность в собственных рассуждениях, частые логические ошибки. |
Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки
Работники образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, на защиту своей профессиональной чести и достоинства. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником образовательного учреждения норм профессионального поведения и (или) устава да ...
Функция, обратная тангенсу
Функция y=tg x на промежутке принимает все числовые значения: E (tg x)=. На этом промежутке она непрерывна и монотонно возрастает. Значит, на промежуткеопределена функция, обратная функции y = tg x. Эту обратную функцию называют арктангенсом и обозначают y = arctg x. Арктангенсом числа а называют у ...
Диагностика развития умений диалогической речи у детей среднего дошкольного
возраста
Констатирующие эксперименты проводились с тремя группами детей 5-го года жизни в тех же дошкольных учреждениях. Общие педагогические условия во всех группах были аналогичными. Целью констатирующего эксперимента было диагностика развития умений диалогической речи у детей и представлений детей о разн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.