Педагогика и образование » Влияние использования приема "погружение" на развитие математического мышления младших школьников » Особенности математического мышления

Особенности математического мышления

Страница 2

Первое, чему необходимо научить учащихся, - это умению выделять в предметах свойства. Дети первого класса обычно выделяют в предметах всего 2-3 свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств.

Как только дети научатся выделять в предметах множество различных свойств, можно переходить к следующему компоненту логического мышления – формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов. После того, как учащиеся научатся выделять общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг – научить детей отличать в предметах существенные свойства, с точки зрения определенного понятия, от свойств несущественных, второстепенных.

Были рассмотрены два логических приема:

Прием сравнения предметов, который дает возможность выделять множество свойств в предметах,

Прием изменения свойств, который позволяет отличать свойства существенные от свойств несущественных.

Эти приемы используются для ознакомления учащихся с рядом логических понятий: свойства, свойства отличительные и общие, свойства существенные и несущественные. Логические знания – продукт выполнения определенных действий и, наоборот, усвоение логических приемов мышления предполагает опору на определенные логические знания.

Следующий шаг в формировании логического мышления учащихся – знакомство их с признаками необходимыми и достаточными. Прежде всего необходимо научить детей выводить следствие из факта принадлежности предмета к данному понятию. Этот прием мышления необходим для успешного усвоения учебного материала и его формирование следует начинать уже в начальной школе.

Следующий логический прием, который широко используется в процессе обучения и без которого невозможно полноценное мышление человека, - прием выведение следствий с соблюдением требований закона контрапозиций.

Очень важным приемом логического мышления, используемым в процессе всего школьного обучении, является так же прием классификаций. Часто этот прием оказывается, не сформирован даже у людей с высшим образованием. Без специальной работы прием классификации усваивается неудовлетворительно. В состав этого приема входят такие действия, как выбор критерия для классификации; деления по этому критерию всего множества объектов, входящих в объем данного понятия, построение иерархической классификационной системы.

Логическое мышление нельзя формировать с любого приема, потому что они связаны между собой внутренней логикой, и могут быть сформированы только в определенной последовательности.

Многочисленные наблюдения педагогов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи, выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

Однако, такие условия обеспечиваются в начальном обучение пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельности мышления есть основная задача школьного обучения.

Формирование самостоятельности в мышление, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач. Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельности мышления очень трудно обеспечить на уроке. Этому должна служить организация систематических занятий во внеклассной работе.

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности младшего школьника, в частности в ее познавательной сфере. Мышлению человека характерен активный поиск связей и отношений между разными событиями. Именно направление на отражение прямо не наблюдающихся связей и отношений, на выделение в видах и явлениях главных и неравных, существенных и не существенных деталей отличает мышление как познавательный процесс от восприятий и ощущений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Проблемные ситуации на уроках технологии
Наиболее важным моментом проблемного обучения является создание проблемной ситуации. Само по себе проблемное задание служит лишь базой, основой проблемности. Учащийся может, например, из опыта знать ответ на поставленный в задании вопрос, и в таком случае проблемная ситуация не возникнет. Или задан ...

Теоретическое обоснование исследовательского метода
Для полноценного усвоения опыта творческой деятельности и одновременно усвоения знаний и умений на третьем уровне необходим давно в педагогической практике применяющийся исследовательский метод. С первых лет существования советской школы, поставившей своей целью ликвидировать зубрежку, характерную ...

Педагогическая теория М. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
Мария Монтессори — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Монтессори в 1898—1900 гг. работала в детской психиатрической клинике и впосл ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0084