Педагогика и образование » Дидактическая игра как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта » Развитие мотива достижения

Развитие мотива достижения

Страница 1

Опытный учитель знает: главный возрастной мотив школьников – мотив достижения. Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребёнком, увлечённо играющим, и учеником, стремящимся лучше учиться? У каждого из них актуализирован мотив достижения успеха, стремление расширить собственные возможности. Мотив достижения – как правило, связан со стремлением добиться успеха, избегать неудач, с тем чтобы повысить или сохранить самоуважение, самооценку, уважение окружающих. Развитие мотива, баланс стремления к успеху и желания избегать неудач могут различаться: одни люди больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое, не рисковать, ставя перед собой новую плашку достижений. Индивидуальные различия проявляются в таких вариантах поведения (табл.2).

Таблица 2

Характеристика деятельности

Люди с мотивом стремления к успеху

Люди с мотивом избегания неудач

Стремление к достижению

Активно ищут ситуации соревновательности, риска с ответственностью за исход

Избегают рискованных ситуаций, а попадая в них, «плывут по течению»

Постановка цели

Выбирают цели выше средней трудности (успех в достижении позволяет подтвердить самооценку)

Ставят либо очень лёгкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку

Действия

Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно, преодолевая трудности

Склонны к поиску помощи и поддержки, отвлекаются от деятельности (фантазируют)

Результат

Эффективны, в случае неудачи сохраняют или несколько снижают уровень сложности, в случае удачи повышают

Эффективны в случае лёгких целей. При неудачи отказываются от реалистичной стратегии

Оценка окружающих

Стремятся к получению обратной связи, активно реагируют на неё

Не стремятся получить информацию или игнорируют её

Самооценка

Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств

Завышенная или заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайный, а неудача как проявление плохих способностей

Планирование временной перспективы

Умеренное, реалистичное планирование. При высоком уровне достижений – появляется ориентация на отдалённое будущее

Глобальное либо очень узкое планирование, уклонение от реалистичного планирования

Мотив достижения как стремление к самоуважению

Самооценка – суждение о собственной ценности, о своих качествах – отражает степень самоуважения, отношение ко всему, что входит в сферу «Я». Самооценка в деятельности – оценка своих возможностей в какой-то области, например, в изучении математики (физики, гуманитарных предметов). Самооценка связана с уровнем притязаний личности, который определяется сложностью целей, поставленных перед собой. Уровень притязаний может быть реалистичным (соответствующим возможностям) и нереалистичным (завышенным или заниженным). Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности и связана с начальным уровнем притязаний.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Возрастные особенности детей шестого года жизни
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Дети шестого года жизни способны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, проявляют интерес к другим ...

Особенности формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, н ...

Индивидуально-дифференцированный на основе двигательной активности
Особых знаний и умений педагога требует руководство двигательной активностью детей. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержания двигательной активности настолько велики, что выделяются отчетливо даже при обычном наблюдении дети средней, большой и малой подвижности. Дети средней ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0119