Опытный учитель знает: главный возрастной мотив школьников – мотив достижения. Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребёнком, увлечённо играющим, и учеником, стремящимся лучше учиться? У каждого из них актуализирован мотив достижения успеха, стремление расширить собственные возможности. Мотив достижения – как правило, связан со стремлением добиться успеха, избегать неудач, с тем чтобы повысить или сохранить самоуважение, самооценку, уважение окружающих. Развитие мотива, баланс стремления к успеху и желания избегать неудач могут различаться: одни люди больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое, не рисковать, ставя перед собой новую плашку достижений. Индивидуальные различия проявляются в таких вариантах поведения (табл.2).
Таблица 2
Характеристика деятельности |
Люди с мотивом стремления к успеху |
Люди с мотивом избегания неудач |
Стремление к достижению |
Активно ищут ситуации соревновательности, риска с ответственностью за исход |
Избегают рискованных ситуаций, а попадая в них, «плывут по течению» |
Постановка цели |
Выбирают цели выше средней трудности (успех в достижении позволяет подтвердить самооценку) |
Ставят либо очень лёгкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку |
Действия |
Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно, преодолевая трудности |
Склонны к поиску помощи и поддержки, отвлекаются от деятельности (фантазируют) |
Результат |
Эффективны, в случае неудачи сохраняют или несколько снижают уровень сложности, в случае удачи повышают |
Эффективны в случае лёгких целей. При неудачи отказываются от реалистичной стратегии |
Оценка окружающих |
Стремятся к получению обратной связи, активно реагируют на неё |
Не стремятся получить информацию или игнорируют её |
Самооценка |
Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств |
Завышенная или заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайный, а неудача как проявление плохих способностей |
Планирование временной перспективы |
Умеренное, реалистичное планирование. При высоком уровне достижений – появляется ориентация на отдалённое будущее |
Глобальное либо очень узкое планирование, уклонение от реалистичного планирования |
Мотив достижения как стремление к самоуважению
Самооценка – суждение о собственной ценности, о своих качествах – отражает степень самоуважения, отношение ко всему, что входит в сферу «Я». Самооценка в деятельности – оценка своих возможностей в какой-то области, например, в изучении математики (физики, гуманитарных предметов). Самооценка связана с уровнем притязаний личности, который определяется сложностью целей, поставленных перед собой. Уровень притязаний может быть реалистичным (соответствующим возможностям) и нереалистичным (завышенным или заниженным). Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности и связана с начальным уровнем притязаний.
Спецвопрос. Описание наиболее интересных форм и
методов организации учебного процесса
Основными видами организации профессионального обучения во Франции являются аудиторная работа, самостоятельная работа студентов, контролируемая самостоятельная работа студентов, практическое обучение, обучение в дистанционном режиме. Аудиторная работа – работа под руководством преподавателя в учебн ...
Создание зоны природы в дошкольном учреждении
Работа воспитателя по ознакомлению с природой детей подготовительной к школе группы направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных детям связей и закономер ...
Методика исследования влияния профориентационных игр
на профессиональное самоопределение школьников
Педагогический эксперимент по проверке эффективности влияния профориентационных игр на профессиональное самоопределение школьников проводился в МОУ СОШ № 32 г. Магнитогорска. Для реализации условий по повышению эффективности профориентации учащихся и проведению эксперимента были выбраны два класса ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.