Педагогика и образование » Дидактическая игра как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта » Развитие мотива достижения

Развитие мотива достижения

Страница 2

Американский психолог У.Джеймс описал изменение самооценки в деятельности с помощью такой формулы: самооценка = успех: уровень притязаний.

При завышенном уровне притязаний очень трудно поддержать высокую самооценку, так как любой успех будет казаться незначительным. При низком – успех резко повышает самооценку, поэтому слабые ученики так рады малейшему достижению. Однако долговременные и стабильные усилия проявляются в том случае, если у человека реалистичный уровень притязаний: он ставит достижимые цели и периодически переживает успех в деятельности.

Психологи выделили дополнительные факторы, влияющие на самооценку в деятельности: нормы оценивания своего результата и интерпретации причин происходящего. Чтобы оценить результат своей деятельности, его, во-первых, надо соотнести с нормой – неким стандартом; образом, увидеть, хуже он или лучше того, что получилось или получается у других людей. Оценка может быть более или менее значима в зависимости от того, как интерпретирует человек причины происходящего: соотносит с собой («это результат моих усилий») или с внешними факторами («мне помешали такие обстоятельства…»). При самооценке деятельности люди используют различные нормы, образцы.

Индивидуальная норма проявляется при сравнении результата деятельности со своими же предшествующими достижениями: «Сегодня у меня получается лучше, чем вчера».

Социальная норма проявляется в сравнении своих успехов с успехами других людей: «А у Саши получается лучше». Индивидуальные нормы оценивания позволяют переживать свой успех при малейшем достижении в деятельности. При использовании же социальных норм – как бы человек ни старался, всегда найдётся тот, у кого результат ещё лучше. При этом могут появиться чувство зависти по отношению к более успешным и высокомерие к тем, кто «ниже» по способностям. И то и другое разрушает внутреннюю мотивацию.

Причины происходящего люди интерпретируют по-разному. В зависимости от того, видит ли человек причины происходящего в себе или вне себя, различают людей «источников» и «пешек» (Де Чармс). «Источник» - это человек, который ищет причины в себе, воспринимает их как контролируемые, у него развиты самоуважение, гордость, чувство вины или стыда, он считает себя ответственным за свою судьбу, полагается на собственные усилия, умения и навыки. «Пешка» - это человек, ищущий причины происходящего во вне, считает причины не зависящими от него, не контролирует ситуацию. Восприятие причины происходящего как контролируемой связано с уверенностью в себе и высокой оценкой вероятности достижения успеха, что не свойственно «пешкам».

«Учителя-источники» воспитывают «учеников-источников», «учителя-пешки» воспитывают «учеников-пешек». Дети подражают учителю, перенимают его способ интерпретации причин происходящего. Поэтому очень важна работа с людьми, воспитывающими ребёнка: обучение их саморегуляции, тренингу мотивации достижения, умению эффективно поощрять, тренингу личностной причинности, внутренней мотивации.

В этом нуждаются и некоторые педагоги – и особенно родители. Стоит этой проблеме посвятить одно из родительских собраний, разъяснить родителям, что развитие мотива достижения проявляется в укреплении ответственности, включает умение находить причины происходящего в себе, преодолеть трудности. Многие считают, что ответственность – ключ к мотивации.Неудачи снижают самоуважение человека. Пытаясь сохранить хорошее отношение к себе, он начинает неадекватно относиться к деятельности, мотив достижения меняется.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Сущность педагогического взаимодействия
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимопринятие, поддержк ...

Генезис высшего образования: его цели и ценности
Среднее образование в Древней Греции было представлено двумя институтами: гимнасиями и эфебией (учреждением, завершающим систему среднего образования). Эфебия служила не столько целям образования (получению новой информации), сколько приобретению практических навыков. Юноши, проявившие способности ...

Опыт работы учителей по обучению ритму и интонации английского языка
Перед каждым преподавателем иностранного языка, особенно целью, которого является развитие ритмико-интонационных навыков, встаёт вопрос: с помощью каких материалов можно работать над данным аспектом. Г.М Вишневская доктор философских наук, профессор ГУ города Иваново предлагает работу над ритмом ан ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0114