Задумайтесь над такой «мелочью»: как вы задаёте вопросы? Какие? Сколько времени даёте для ответа? Как ведёте себя во время ответа? Ведь это сущностные поведенческие характеристики учителя. Так, например, учащимся, от которых вы ждёте успехов, вы задаёте больше вопросов, дольше общаетесь с ними, даёте больше возможностей и больше времени для ответа, прерываете их реже, чем тех учеников, от которых высоких результатов не ждёте. «Сильным» ученикам учитель нередко даёт прямые или косвенные подсказки, усиливает их веру в то, что они смогут правильно ответить. Ну и конечно же педагоги строят более тёплые отношения с сильными учениками – улыбаются им, кивают головой при ответе, всем видом и тоном поощряют их.
«Слабым» же ученикам – и вопросы полегче, и времени на ответ даётся меньше, и уж вовсе учитель не склонен подсказывать им и доброжелательно кивать головой при ответе, скорее наоборот: запнулся – тут же следует ироничная реплика.
Реакция на ответ ученика очень часто зависит от ожиданий учителя. Многократно замечено, что от сильных учеников учителя не ожидают плохих ответов (хотя такое бывает) и хвалят их больше и эмоциональнее. А вот при ответе «слабого» всем видом показывают, что ждать нечего, и чаще критикуют их, меньше хвалят за успехи. Правда, учителя с обострённым чувством педагогического такта иногда игнорируют неправильный ответ «слабого» ученика, поощряют попытку ответить, терпеливо, без раздражения ждут, пока он «родит мысль».
Эта противоречивая обратная связь может сбивать с толку и приводить в замешательство учеников с низкими способностями. Представьте, как трудно учиться, когда ваши неправильные ответы иногда поощряют, иногда «пропускают мимо ушей», иногда резко критикуют, а правильные ответы не получают заслуженного поощрения…. Хотите мотивировать детей – найдите общий язык со всеми учениками без деления их на сильных и слабых, поощряйте добрые начинания каждого, хвалите за достигнутые цели и стремление к учёбе.
Чтобы избежать нежелательных последствий своих учительских ожиданий, очень осторожно принимайте негативную информацию о ваших учениках от других учителей. Будьте более гибкими, используя метод работы в группах – чаще проверяйте работу учеников в разных группах; меняйте составы групп на различных уроках; составляйте группы из детей со смешанным уровнем способностей для выполнения совместных заданий, чтобы все ученики смогли ознакомиться с материалом, проявить себя, получить помощь в группе. Будьте особенно осторожны в обращении со слабыми во время урока, давайте им «ключи», подсказки при ответе, эмоционально хвалите за правильные ответы, вызывайте отвечать так же часто, как и сильных учеников.
Вовлекайте всех ребят в работу. В этом поможет продуманная система вызова учеников, при которой все практикуются в чтении, в осмыслении темы, отвечают на вопросы. Распределите задания равномерно между учениками так, чтобы не оказалось, что одни принимают активное участие в уроке, а другие отвечают очень редко, сидят, забытые, «на камчатке». И очень прошу вас, коллеги: контролируйте своё поведение! Не увеличиваете ли вы дистанцию между некоторыми учениками и собой? Улыбаетесь ли вы одним ученикам, когда они подходят к вашему столу, в то время как при появлении других сурово хмурите брови? Меняется ли тон вашего голоса в зависимости от того, с каким учеником вы разговариваете? Избегаете ли вы соприкосновений («поглаживаний») с некоторыми учениками? Всё это на первый взгляд мелочи. Но как значимы они для ребят! К тому же наша профессия из тех, где мелочей не бывает: всё – сущностно…
Правильно используем стимулирование
Мотивацию, основанную на желании достичь внешних результатов ради вознаграждения или избегания наказания, часто называют внешней или искусственно поддерживаемой внешними подкреплениями. Для развития желательного поведения учитель поощряет позитивные реакции учеников, используя «пряник» - награду, позитивное подкрепление. Например, на некоторых уроках ребята выполняют скучные упражнения, но без них не обойтись. В этом случае уместно вознаграждение: упражнения будут сделаны лучше, если класс знает, что в завершение его ждёт приятный сюрприз – интересный рассказ, юмореска, какая-то разрядка. Вообще 3-5 минут юмора на уроке очень многое могут изменить в ваших взаимоотношениях с классом.
Метод проектов на уроке иностранного языка
Метод - это дидактическая категория; совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, способ организации процесса познания. Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В основе методов проекта л ...
Определение интернет-технологий
в образовании
Чтобы понять плюсы и минусы появления новых коммуникационных технологий, а именно интернет-технологий, и оценить их влияние на учебный процесс, рассмотрим некоторые аспекты развития образования. В историческом плане можно говорить о четырех эпохах в образовании: безбумажной, бумажной, компьютерной, ...
Письмо как вид деятельности: особенности, структура, операции
процесса письма
Согласно общепринятому определению, письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Устная речь формируется первой, в то время как письменная использует все ее готовые механ ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.