Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее переход в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох: Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского.
Интегрированный урок можно характеризовать по следующим признакам:
- наличие основания для интеграции (проблема, теория, метод или объект изучения);
- интегрированный подход к отбору содержания образования: знаний, умений, ценностных ориентаций на основе разных форм постижения действительности;
- выбор адекватной формы проведения урока, обеспечивающей развитие разных сфер личности школьников.
Н.С.Светловская под интеграцией понимает "процесс создания нового ценного на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметов, видах деятельности), затем приспособление этих элементов и частей в не существовавший ранее монолит особого качества". Важным условием интеграции является построение материала на основе подчинения единой цели и функции в ряде предметов, в методике. Предпочтительнее проводить интегрированное обучение на базе осуществления внутрипредметных и межпредметных связей.
Понятие "интеграция" Л.Н.Бахарева, раскрывает как "процесс сближения и связи наук". Этот процесс представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Интеграция не отрицает предметной системы обучения. Она является возможным путем ее совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между предметами.
Ю.М.Колягин считает, что применительно к системе обучения понятие "интеграция" может принимать два значения:
1) как цель обучения она должна дать ученику те знания, которые могут научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, где все элементы взаимосвязаны.
2) как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении.
Интеграция выступает как естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений.
На современном этапе различают три формы интеграции: полную, частичную и блоковую.
Полная – слияние учебного материала в едином курсе.
Частичная – слияние большей части учебного материала с выделением специфических глав.
Блоковая – построение автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы.
Целесообразнее осуществление интеграции начинать с блоковой, рассчитанной на четверть, полугодие или год.
А.Я.Данилюк считает, что интеграция представляется как инновационный прием, способный решить многие из проблем образования.
Интеграция в сфере воспитания и образования может осуществляться на любом этапе педагогического процесса, являясь универсальным путем его преобразования.
Ю.М.Колягин считает, что в начальной школе интеграцию целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.
Л.Н.Бахарева высказывает свое мнение, что в основе интегрированных уроков лежит близость содержания ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи.
Для интеграции в начальном обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Они во многом определяют тактику интеграции. К позитивным факторам относится интеллект ребенка.
Задачи и содержание обучения сюжетно – ролевой игре умственно отсталых
детей
С первого дня пребывания детей в детском саду педагоги должны проводить с ними целенаправленную работу по формированию навыков бережного отношения к игрушкам. Умственно отсталые дети трех - четырехлетнего возраста вполне способны под руководством воспитателя аккуратно расставлять игрушки по местам. ...
Цель, организация, методы исследования особенностей
нарушения письма у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы
Данное исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 126 в 4 «в» классе с октября 2006 года по апрель 2007 года. В исследовании приняло участие 20 детей, 10 детей экспериментальной группы и 10 контрольной группы (Приложение 1). По русскому языку класс учатся по программе Л.М. ...
Специфика лексического развития детей со стертой дизартрией
При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексики и различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.