Педагогика и образование » Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников » Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе

Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе

Страница 3

Например, группы понятий "зима", "мороз", "стужа", "вьюга" рассматривается на уроках чтения, русского языка, природоведения, музыки, изобразительного искусства, но интегрированным будет тот урок, на котором для анализа понятий привлекаются знания, усвоенные на других учебных предметах. Сам же урок остается цельным, логически последовательным, с присущей ему методикой поведения, хотя более творческим, раскрепощенным.

В методике обучения термин "интеграция" - это наука о закономерностях обучения, воспитания и развития учащихся средствами определенного учебного процесса, предмета и их совокупностью.

Понятие "интеграция" - это создание у школьников целостного представления о мире, окружающем их, с одной стороны, и нахождения возможности для сближения межпредметных знаний, с другой. В связи с этим актуальной и перспективной явилась мысль К.Д.Ушинского о связи между предметами.

Она ценилась и использовалась К.Д.Ушинским, в частности при построении курса обучения грамоте аналитико-синтетическим методом.

В интеграции изначально состояла новизна и сущность этого метода, так как он, по замыслу автора, позволял приспособить и слить в единое целое отдельны элементы 2-х видов речевой деятельности письмо-чтение – для быстрого и прочного достижения одной цели: формирования у детей способности к дистанционному общению с помощью текста.

Как известно, созданный К.Д.Ушинским средством интеграции письма и чтения метод обучения грамоте оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.

В.А.Сухомлинский писал: "Процесс обучения будет легким, если это станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодией то, что ребенок обязан запомнить прежде всего".

Интеграция в начальной школе должна иметь количественный характер: "Немного обо всем". Дети получают все новые и новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний. С помощью интегрированных уроков появляются большие возможности развивать у ребенка интеллект, которые в традиционном обучении используются недостаточно.

Чтение, как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит арифметический, геометрический и алгебраический материал. Такая интеграция не мешает формированию навыков, но является их гарантом.

Профессором В.А.Разумным был предложен самый перспективный курс в интеграции. Его смысл состоит в том, что каждый учебный предмет в рамках своего собственного содержания объективно содержит возможности для комплексного воздействия на личность ученика. Автор выделяет три взаимосвязанных блока: знания, эмоции и вера.

Прежде чем объединить два предмета нужно глубоко предварительно их анализировать. Так, методистами, докторами педагогических наук С.И.Волковой и О.Л.Пчелкиной был разработан и предложен интегративный курс "Математика и конструирование". Это курс представляет собой интегрированную попытку объединить в единый предмет два разноплановых по способу овладения ими учебного предмета: математику, которая носит теоретический характер, и трудовое обучение, формирование умений и навыков в котором носит практический характер.

Изучение этого предмета предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся. Мыслительная деятельность и теоретические знания создают основу, базу для овладения курсом, а конструкторско-практическая деятельность в свою очередь обуславливает не только формирование конструкторских умений и навыков, но и развивает мышление, способствует актуализации и закреплению математических знаний, умений и навыков .

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Внеклассное чтение как средство формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многоч ...

Методические основы изучения обратных тригонометрических функций
Обучение – это, прежде всего, процесс целенаправленной, организованной, планомерной познавательной деятельности учащихся под руководством педагогов. Основная цель современной школы – создать такую систему образования, которая бы обеспечивала образовательные потребности личности в соответствии с её ...

Понятие «координационных способностей»
Прежде, чем обозначить понятие координационных способностей, стоит сказать об их важности в развитии человека. Как писал авторитетнейший ученый, профессор Л.П. Матвеев, в век научно-технической революции «грубая сила всё больше уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, к ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0214