Эксперимент, направленный на выявление эффективности использования интегрированных уроков в начальных классах, проводился в 3-ем классе средней школы №35 им. Ю.Н. Павлова Октябрьского района города Караганды с 1 сентября 2002 года по 21 марта 2003 года. В эксперименте принимало участие 26 учащихся.
Для выявления эффективности проведенной работы были определены следующие критерии:
1) уровень сформированности знаний;
2) уровень сформированности умений и навыков;
3) уровень успеваемости учащихся;
4) уровень познавательной потребности.
По первому критерию определены такие показатели: прочность, осмысленность, мобильность.
1) Прочность – твердое запоминание и удержание в памяти изученного материала и уверенное пользование приобретенными знаниями.
Прочность знаний проявляется на 3-х уровнях: высоком, среднем, низком.
Высокий уровень – прочное воспроизведение изученного материала в течении 5 дней.
Средний уровень – точное воспроизведение изученного материала в день повторения.
Низкий уровень – точное воспроизведение изученного материала в день его изучения.
2) Осмысленность – правильность и убедительность суждений, умение ответить на все вопросы, применить теоретические знания к объяснению и решению новых задач и вопросов.
Осмысленность проявляется на 3-х уровнях: высоком, среднем и низком.
Высокий уровень – точное воспроизведение правила, умение самостоятельно приводить примеры на данное правило.
Средний – то же, но с допущением незначительных ошибок (не более 3-х), исправленных самостоятельно.
Низкий – с допущением грубых ошибок, исправленных с помощью учителя.
3) Мобильность – умение использовать приобретенные знания в разнообразной познавательной и практической деятельности.
При проверке мобильность знаний мобильность оценивается по следующим уровням:
Высокий уровень – выполнение заданий повышенной сложности без затруднений.
Средний уровень – выполнение заданий средней сложности.
Низкий уровень – выполнение простых заданий.
Показатели уровня сформированности умений и навыков: скорость, точность, мобильность.
1) Скорость – выполнение заданий за определенный промежуток времени.
Высокий уровень – задание выполняют за 25 минут.
Средний уровень – выполняют задание за 25 – 35 минут.
Низкий уровень – за 35 минут и более.
2) Точность – выявляется результат применения знаний в новой учебной ситуации.
Высокий уровень – точное воспроизведение заданий.
Средний уровень – выполнение заданий с допущением незначительных ошибок.
Низкий уровень – с допущением грубых ошибок.
3) Мобильность – результат дальнейшего преобразования знаний в новой и незнакомой для учащихся ситуациях.
Высокий уровень – самостоятельное выполнение заданий в усложненных условиях.
Средний уровень – в обычных условиях.
Низкий уровень – с помощью учителя.
Для определения третьего критерия уровня успеваемости были определены такие показатели, как средний балл успеваемости, процент успеваемости, процент качества успеваемости.
Эксперимент проводился по четырем предметам: по литературному чтению и изобразительному искусству, познанию мира и трудовому обучению.
В начале эксперимента был проведен констатирующий срез с целью выявления уровня имеющихся знаний, умений и навыков у учащихся на данный период обучения.
В соответствии с Государственным стандартом образования Республики Казахстан по предмету литературное чтение, учащиеся в начале первой учебной четверти должны знать: произведения устного народного творчества (прибаутки, потешки, считалки, поговорки, небылицы, считалки, приговоры).
В системе заданий предусмотрены повторение тех программных сведений по литературе, которые введены в учебнике второго-четвертого класса: сравнение, олицетворение, эпитет, монолог, диалог, виды сказок (бытовая, волшебная, сказка о животных), понятие о литературном герое, рассказе, сюжете.
Далее от четверти к четверти получают дальнейшее развитие:
1) Понятие о литературном герое.
2) Понятие о пейзаже, его функции в произведении.
3) Понятие об эпитете, выражение авторского отношения через эпитет: нахождение их в тексте.
Итак, в конце IV четверти учащиеся должны были справиться с такими задачами:
- совершенствовать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;
- формирование вдумчивого, бережного отношения к прочитанному, любви к книге;
- расширение и уточнение знаний об окружающем мире;
- нравственное и эстетическое воспитание, формирование гражданских чувств любви к Родине – Казахстану;
- развитие речи, образного, творческого мышления;
- формирование элементов литературоведческих представлений.
Все эти задачи решались в ходе опытно-экспериментальной исследовательской работы.
На этапе констатирующего среза были получены следующие результаты по литературному чтению :
Уровень усвоения знаний:
высокий - % (8 человек);
средний - % (12 человек);
Требования к оформлению слайдов
1. Стиль: следует соблюдать единый стиль оформления; избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация не должна преобладать над основной. 2. Цвет: При проектировании презентации следует использовать нейтральные цвета, которые считаются наиболее эргономичными ...
Коррекционно-логопедическая работа по формированию лексико-грамматического строя
речи
В итоге логопедического обследования ставится уровень речевой сформированности и уточняется диагноз для составления коррекционно-логопедической работы. Исходя из темы аттестационной работы: «формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения на логопедических занятия ...
Конспекты проведенных уроков
В ходе прохождения педагогической практики в школе №175, совместно с преподавателем, составлен тематический план на тему «Политическая сфера жизни общества». Роль и место темы в курсе: ее изучение нацелено на решение следующих педагогических задач: помочь старшеклассникам приобрести относительно це ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.