Инструментальные характеристики социально-педагогический потенциала – это педагогические способности. Они играют в структуре социально-педагогического потенциала особую роль, являются его ядром. На этот факт специально обращает внимание Л.Д. Кудряшова, которой принадлежит оригинальная психологическая теория способностей.
Д.Н. Лебедев, в качестве существенной социально-педагогической характеристики УДО выделяет социально-педагогический потенциал, обуславливаемый его целями и функциями и связанный с результатами его жизнедеятельности. Потенциал определяется как совокупность социальных, психолого-педагогических и организационно-педагогических факторов воспитания, позитивной социализации и стимулирования саморазвития личности подростка в их взаимосвязи, обеспечивающих в его жизнедеятельности реализацию социальных потребностей личности ребенка, её позиции как субъекта познания, практической деятельности, общения, права, творчества, саморазвития. В структуре потенциала выделены аксиологический, социально-психологический, педагогический, организационный, личностно-психологический компоненты.
Под социально-педагогическим потенциалом понимаем возможности, присущие УДО как явлению, для реализации своих важнейших функций.
М.А. Нугаев и Р.М. Нугаев выделили наличный и перспективный социально-педагогические потенциалы.
Под наличным социально-педагогическим потенциалом понимают характеристику способностей, ещё не нашедших свое выражение в деятельности, но в принципе могущих быть в ней задействованы, поскольку условия для этого обществом уже созданы.
Под перспективным социально-педагогическим потенциалом понимают те способности, которые возможно, никогда не найдут своего выражения в деятельности, если обществом не будут созданы специальные условия для этого.
В зависимости от того, какие качества и способности индивида принимаются во внимание, в структуре всякого социального потенциала выделяют такие потенциалы:
познавательный – определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность (эта информация складывается из знаний о внешнем мире и самопознания);
ценностный – определяется идеалами, жизненными целями, убеждениями и стремлениями личности приобретенными в процессе социализации (усвоение социальных норм, ценностей, вхождение в культуру);
творческий – определяется полученными личностью и самостоятельно выработанными умениями и навыками, и способностью к действию;
коммуникативный – определяется формой и мерой общительности личности, характером и точностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми;
художественный – определяется уровнем содержанием, интенсивностью художественных потребностей личности и тем как она их удовлетворяет.
Дополнительное образование обусловлено личностью самого педагога, его личными качествами и педагогическим мастерством, конкретными технологиями обучения и воспитания по развитию потребностей в совместном творчестве и в деятельности «для других». Образовательный процесс в УДО строится в парадигме развивающего образования и обеспечивает следующие функции: информационную, обучающую, развивающую, социализирующую, релаксационную. Таким образом, в УДО детьми приобретается свой собственный опыт духовно-культурной деятельности, свой метод активности в познании, творчестве и досуге, что предопределяет качество результата всего процесса дополнительного образования.
Соответственно социально-педагогический потенциал УДО позволяет эффективно влиять на процесс формирования личности. Эти особенности обусловлены социокультурной и природной средой, спецификой детского и педагогического коллективов, своеобразным содержанием духовной, интеллектуальной, эмоциональной, предметно-творческой, оздоровительной деятельности, духовно обогащенного общения и отношений. Специфика потенциала современного учреждения дополнительного образования, направленная на удовлетворение познавательного интереса, осуществление индивидуализации обучения, при неформальном характере общения и практической направленности обучения, способствует развитию духовных потребностей школьников.
Дисграфия на основе нарушения фонематического анализа и
синтеза у младших школьников
Обучение грамоте на русском языке осуществляется по так называемому звуковому аналитико-синтетическому методу, поэтому для овладения ею ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Из всех видов анализа речевого потока: деле ...
Воспитание элементарных навыков учебной деятельности
С первых занятий у детей младшей группы формируют навыки учебной деятельности: приручают занимать свое место, сидеть смирно и вставать только по предложению воспитателя; ребенок должен научиться слушать указания и пояснения педагога, воспринимать показываемое и делать то, что ему предлагают, отвеча ...
Педагогические условия эффективного развития креативности
Наиболее оптимальным развитие креативности представляется в педагогическом процессе в том числе и на уровне школы. Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде всего, обеспечить условия безопасности для творчества детей в классе, т.е. облегчать и стимулировать появление воп ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.