Использование информационно-коммуникативных технологий представляет собой новый уровень опосредования мыслительной, творческой, коммуникативной и исполнительской деятельности и ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности, включая учебную.
Интернет-технологии как новая технология обучения, имеет ряд психолого-педагогических особенностей, которые отличают ее от других технологий. Эти особенности необходимо знать и учитывать как преподавателям и методистам, так и разработчикам новых обучающих и образовательных курсов. К ним относятся:
1. Психологические особенности сетевого общения.
В психологии факт связи деятельности и общения констатируется исследователями. Известный социальный психолог Г.М. Андреева считает, что посредством общения деятельность организуется и развивается. Как правило, рассматриваются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Коммуникативная сторона отражает факт обмена информацией между общающимися, интерактивная - факт организации взаимодействия, перцептивная - факт установления взаимопонимания.
Эффективность педагогического воздействия посредством компьютерных телекоммуникационных сетей невозможно понять вне особенностей общения между обучающим и обучаемым посредством компьютера. Важно найти пути решения проблем, обусловленных тем, что:
информация в процессе общения не только передается, но и формируется, уточняется, развивается;
вербальное общение реализуется посредством фактического, информационного, дискуссионного и исповедального типов диалогов;
органическим дополнением вербальной речи является употребление невербальных средств общения: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика (включение в речь пауз, смеха, покашливаний и т.п.), проксемика (пространственная и временная организация общения), визуальное общение (контакт глазами);
интерактивная сторона общения проявляется в совместной деятельности;
в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между его участниками.
Из перечисленной выше парадигмы психологических факторов, доминирующих в процессе общения, можно сделать вывод о том, что:
Сетевое общение - особый вид коммуникации, появившийся в условиях современной информационной среды.
В условиях человеческой коммуникации, в отличие от кибернетических устройств, партнеры оказывают воздействие друг на друга посредством знаков (например, мимики, жестов, тембра голоса и др.). Знак меняет состояние участников коммуникативного процесса. Об эффективности коммуникации судят по ее воздействию по различным психологическим характеристикам и в зависимости от этого корректируют коммуникативный процесс. При сетевой форме часть таких характеристик отсутствует, таким образом, тормозится процесс коррекции.
Если условно разделить взаимодействие обучаемого и преподавателя на два уровня (на практике это невозможно): информационный и личностный, то можно констатировать значимость личностного взаимодействия в процессе обучения. В системе обучения, основанного на удаленном (сетевом) общении личностная компонента опосредована и ограничена в главном - межличностном общении преподавателя и ученика.
Помимо некоторых недостатков сетевого общения, описанных выше, существуют и неоспоримые плюсы подобного рода коммуникации, а именно:
возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер (например, барьеры, связанные с различными недостатками собеседников, включая дефекты внешности) при дистанционном общении исчезают совсем, либо уменьшается их значимость (так называемый "эффект маски").
Система упражнений для обучения чтению в 5 классе средней школы
Упражнения играют большую роль не только в обучении чтению, но и в процессе овладения иностранным языком в целом. Начиная с начальных этапов обучения иностранному языку и чтению, следует использовать упражнения. Ученики младших классов более всего заинтересованы в веселом и легком процессе обучения ...
Разработка методического пособия по информационным знакам и знакам
сервиса
Сценарий урока №1 Тема: Информационные знаки Класс: 11 Время: 45 мин. Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания: Ознакомиться с понятием об информационных знаках. Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой. Развивающие цели урок ...
Организация, содержание и методика проведения экспериментальной работы по
постановке голоса с использованием методик русской вокальной школы
Экспериментальная работа проводилась нами на базе МОУ СОШ № 93 г. Волгограда, на протяжении учебного года, в процессе индивидуальной и ансамблевой вокальной работы с учащимися разных возрастных групп (2 класс – 4 человека; 3 класс – 4 человека; 5 класс – 4 человека; 6 класс – 4 человека: всего 16 ч ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.