Основные педагогические цели метода проектов следующие:
намечать ведущие и текущие цели и задачи;
искать пути их решения, выбирая оптимальный путь среди альтернативных;
осуществлять и аргументировать выбор;
предусмотреть последствия выбора;
действовать самостоятельно (без подсказки);
сравнивать полученное с требуемым;
корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Принципы педагогического проектирования заключаются выполнении следующих правил, отраженных на рисунке 4.
учащихся, среди которых исследовательский метод имеет наибольшее значение.
Исследовательский метод (метод исследовательских проектов) основывается на формировании навыков освоения окружающего мира с использованием научной методологии.
Принципы проектирования - Рис.4
В процессе работы над проектом могут использоваться различные методы познавательной деятельности
Учебный исследовательский проект структурируется следующим образом:
определение целей исследовательской деятельности (данный этап обычно осуществляется педагогом);
формулирование проблемы исследования по результатам анализа исходного материала;
формулирование гипотезы о способах решения проблемы и возможных результатах исследования;
уточнение проблемы;
определение процедуры сбора и обработки информации;
анализ результатов;
оформление результатов и обсуждение возможного их применения.
Педагог должен отслеживать деятельность своих учеников, но при этом предоставлять им свободу действий. Оценка преподавателя и его вмешательство в процесс должны выражаться в форме совета.
Итоговая оценка проекта может проводиться по следующим критериям:
актуальность рассматриваемых проблем, их соответствие изучаемой теме;
корректность применяемых методов исследования и обработки результатов;
степень активности каждого участника;
коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
глубина проработки проблемы, привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения;
оформление результатов проекта;
умение отвечать на вопросы, аргументированность ответов каждого члена группы.
Для педагога организация проектно-исследовательской деятельности является важным вопросом, требующим детальной проработки. При планировании проекта необходимо определиться в следующих вопросах:
Тема
Количество участников
Количество задействованных педагогов и др. лиц
Длительность проведения, этапы, временные рамки
Возможные проблемы, которые необходимо исследовать в рамках данной тематики.
Необходимое оборудование
Организация исследования
Необходимая теоретическая информация
Необходимые практические навыки
Характер самостоятельной деятельности
Характер оформления и преподнесения результатов.
Проекты могут классифицироваться по различным признакам:
по составу участников (дошкольники, младшие школьники и т.п.)
по целевой установке;
по тематике (экологические, творческие, комплексные и др.)
по длительности (краткосрочные, длительные)
Вывод:
Одним из ключевых вопросов современного образовательного процесса является синтез обучения и воспитания, что в особенности характерно для образовательного процесса в рамках детских дошкольных учреждений.
Сам педагогический процесс представляет собой функционирующую педагогическую систему, в состав которой входят компоненты: педагог, учащийся, содержание образования, формы организации педагогического процесса, методы педагогического процесса и т.д.
Одним из методов, приобретающих все большую популярность в современном педагогическом процессе, является исследовательский метод. Разновидностью данного метода является проектно-исследовательская деятельность.
Главным смыслом учебного исследования является развитие личности, приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося. В исследовательской деятельности нет готовых эталонов знания, явления, увиденные в живой природе они требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации.
Организация, методы и экспериментально-психологические
методики исследования
В данном исследовании принимали участие младшие подростки 11-12 лет с легкой умственной отсталостью в количестве 36 человек. В экспериментальную группу (группа 1), вошли подопечные, младшего подросткового возраста, с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в 5 классе специальной коррекцио ...
Дезадаптация и дезадаптационные стили
Согласно определению, сформулированному В.В. Коганом, «школьная дезадаптация — психогенное заболевание или психогенное формирование личности ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную активность ученика». С этим понятием связыв ...
Методика и приёмы руководства воспитателя театрализованными
играми в старшем дошкольном возрасте
Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного восприятия детей в целом, а также от уровня образовательной работы в группе. Много полезных рекомендаций о приёмах педагогического руководства театрализованными играми содержится в работах Р.И. Жуковского, Н.С. Карпинско ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.