Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы в школе имеет предварительная самоподготовка учителя, его знакомство с историей и памятниками культуры, с примечательными местами родного края. Не меньшую роль играет знакомство учителя с литературными традициями своего края, его активный интерес к современной культурной жизни своего города (села, района), быть знакомым с литературой по методике и обмену опытом литературно-краеведческой деятельности, уметь работать с архивными источниками.
Начинать работу по литературному краеведению педагогу следует, прежде всего, со сбора следующих сведений:
какие деятели культуры являются его уроженцами, какие бывали в данном крае?
В каких произведениях литературы и искусства отображены люди, исторические события, быт и природа родного края?
Какие явления, факты, события, аналогичные тем, которые отражены в изучаемых произведениях, имели место в общественной жизни края?
Какую роль сыграли писатели – земляки в создании местной и общенациональной культуры?
Источниками таких сведений могут быть художественные произведения, очерки, воспоминания, письма писателей и их современников, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати, монографии и семинарии о писателях, летописи жизни я творчества писателей, справочники и путеводители по родному краю, ученые записки местных вузов, районные и областные газеты и журналы.
Большую помощь педагогу могут оказать краеведы, родственники (потомки) писателя и другие люди, близкие писателю.
Рассмотрим введение краеведческого материала в урок русской литературы на примере занятия, посвящённому анализу поэзии нашего земляка, уроженца Брестчины, Анатолия Гарая.
Следует отметить, что на сегодняшний день в учебной программе по русской литературе существует ряд разделов, в которые возможно и даже целесообразно включение краеведческого материала:
«Тема Великой Отечественной войны в русской литературе» в 8 классе (2 ч)
«Русскоязычная литература Беларуси» в 8 классе (обзор)
«Русскоязычная литература Беларуси» в 11 классе (обзор)
И другие преимущественно обзорные темы
Вашему вниманию представляется примерный план-конспект урока литературы на тему «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе» в 8 классе.
Цели урока: рассказать о значении поэзии и искусства в годы Великой Отечественной войны; познакомиться с военной поэзией Брестчины, способствовать воспитанию высоких патриотических чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;
Концепция: Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки.
Оборудование урока: записи песен военных лет; поэтические сборники; портрет поэта; иллюстрации на тему войны, презентация на тему ВОВ.
Методические приемы: рассказ учителя; сообщения учеников, основанное на частично поисковой краеведческой работе; выразительное чтение, анализ стихотворений, эвристическая беседа.
Ход урока:
1. Слово учителя:
Ребята, давайте вместе прочтём эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы его понимаете?
Никто и никогда не должен забывать своего прошлого. Наше прошлое- это наш опыт, он помогает нам избежать ошибок, не повторять их в будущем.
«Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» (Левитан)
С этой верой белорусский народ прошёл самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы белорусский народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы белорусов. Нет, этого нельзя забыть! Более полувека отделяет нас от времен Великой Отечественной войны. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает, прежде всего, поэзия.
2. Прослушивание отрывка песни «Священная война».
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, – «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача. (Слушаем куплет песни в записи).
Почему война названа «священной»? (Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная. Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправданна.)
Почему война названа народной? (Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священная» – потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.)
Действительно, война была истинно народной, она охватила весь Советский союз. Но первыми нападение фашистских захватчиков встретили и отражали брестчане, защитники Брестской крепости.
Методические аспекты постановки голоса в контексте русской вокальной школы
Остановимся более подробно на процессе постановки голоса, которая происходит через формирование комплекса основных вокальных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения (собственно пения), совокупность которых профессионально оснащает певца в его ...
Ритмико-интонационное
оформление английской речи. Элементы интонационной структуры
Под ритмом речи понимается упорядоченность её звукового, словесного и синтаксического состава, определённая смысловой нагрузкой. В более широком смысле ритм – регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и эмоциональную функцию. Ритм наим ...
Общетеоретическая характеристика невербального компонента общения
Как пишет А.Пиз: «Кажется почти невероятным, что более чем за миллион лет эволюции человека невербальные аспекты коммуникации начали серьезно изучаться только с начала 60-х гг., а обществу стало известно об их существовании только после того, как Дж.Фаст опубликовал свою книгу в 1970 г.» Эта книга ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.