Следует отметить и то, что журналистская работа заставляла Анатолия всё время быть на волне литературно-творческой жизни Брестчины. В областной газете он вёл литературную страницу «Зарянка», выступая с обзором произведений молодых писателей. Работая на телевидении, организовывал программы, посвящённые творчеству писателей-земляков.
Действительно, сам поэт утверждал, что «просто влюблён в Брестчину», поэтому его стихотворения, посвящённые городу Бресту, пронизаны необыкновенной теплотой и душевностью.
Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Берестье».
Берестье
Береста. Берестень. Берестье.
Какие звонкие слова!
Опять весна идёт предместьем
И к солнцу тянется трава.
И я спешу на берег Буга,
Где вязы древние растут.
Ужель опять увижу струги
И предков, что на них плывут?
В труде, лишениях и муке
Они здесь город создадут.
И никогда в чужие руки
Его уже не отдадут.
Береста. Берестень. Берестье.
Какая музыка в словах,
Когда я думаю о Бресте
На крепостных его валах!
Как истинный патриот и сын своей земли, Анатолий Гарай не мог пройти мимо наиболее трагичной страницы в истории нашего края – бессмертного подвига защитников Брестской крепости. Именно этой теме посвящено стихотворение «Баллада о белом коне».
Ученик выразительно читает стихотворение.
Баллада о белом коне
Не звёздная кружится вьюга,
Шумит не пожар в час ночной,
По крепости старой на Буге
Конь огненный скачет тропой.
Вдыхая дым раненой грудью,
Призывно он ржёт и храпит.
И яркие вспышки орудий,
Как молнии из-под копыт.
Где?. Где вы, солдаты артвзвода?
Где ты, командир молодой?
В дыму сорок первого года
На Буге кипит смертный бой.
Всё ближе и ближе фашисты.
Защитников строй поредел.
Убит уже взводный ершистый.
Как лунь, командир поседел.
А конь их всё ищет и ищет –
То вздыбится он, то замрёт.
И смерть над ними пулями свищет,
И землю снарядами рвёт.
- нет, смерть … Не возьмёшь!
Чего проще!
Я белый… Победы я конь…
… На Буге в березовой роще
Солдатская плачет гармонь.
И кто-то поёт о заветном,
Как Жуков на белом коне
Уже в сорок пятом, победном
Мчал гордо к Кремлёвской стене.
Не звёздная кружится вьюга,
Шумит не пожар в час ночной,
По крепости старой на Буге
Конь огненный скачет тропой.
3. Эвристическая беседа по стихотворению «Баллада о белом коне»
Какое впечатление навеяло это стихотворение, какие чувства вызвало?
Какие картину войны изображает поэт?
Как вы считаете, в стихотворении есть символы?
Как изображён белый конь, опишите его.
Что символизирует белый конь?
Следующее стихотворение Анатолия Гарая посвящено памяти Е. М. Фомина.
Ребята, а кто знает, кто такой Е.М. Фомин?
Ученик подготовил краткую справку о комиссаре Фомине.
Фомин Ефим Моисеевич (1909-1941)
Родился в местечке Колышки Лиозненского района Витебской области. В январе 1930 года стал коммунистом, а в марте 1932 года был направлен на партийно-политическую работу в РККА. В марте 1941 года полковой комиссар Фомин прибыл в 84-й стрелковый полк на должность заместителя командира по политической части. Войну он встретил в расположении казармы и сразу оказался в гуще событий. Когда гитлеровцы, прорвавшись в Цитадель, овладели красноармейским клубом, а затем направили свои силы в сторону Холмских ворот, комиссар Фомин поднял бойцов в контратаку. Враг дрогнул, отступил. Эта победа окрылила воинов, подняла их боевой дух, вселила уверенность в свои силы.
24 июня Е. М. Фомин вошел в состав штаба обороны, став заместителем командира сводной группы капитана И. Н. Зубачева. В Приказе №1 было записано, что создавшаяся обстановка требует организации единого руководства обороной крепости для дальнейшей борьбы с противником. С этого дня на плечи руководителей обороны легла большая ответственность за судьбу осажденной Цитадели, за судьбы воинов, женщин и детей. Комиссара Фомина всегда видели там, где было опасней. Он водил бойцов в атаки, подбадривал раненых, заботился о них. Его спокойствие, самоотверженность и храбрость поднимали боевой дух бойцов. Комиссар Фомин был расстрелян фашистами в крепости у Холмских ворот.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1957 года Е. М. Фомин награжден орденом Ленина посмертно. На месте его гибели установлена мемориальная доска. Его именем названы улицы в Бресте, Минске, Пскове, Лиозно, пионерские дружины.
А сейчас познакомимся со стихотворением, посвящённым Ефиму Моисеевичу Фомину.
Ученик выразительно читает стихотворение.
После боя
Памяти Е.М. Фомина
- Господин офицер, – и предателя глаз
Заюлил, заморгал, – комиссар среди нас.
- Комиссар? – офицерская выгнулась бровь.-
У меня к комиссарам большая любовь.
И насмешливо глянул на пленных солдат.
Методы развития и оценки координационных способностей
Для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго регламентированного упражнения (или сокращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. Их разнообразие зависит о ...
История развития дошкольного образования в России
В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скорог ...
Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи
В данном пункте раскрывается методика формирующего эксперимента детей трех средних групп: 1-я экспериментальная (1ЭГ), 2-я экспериментальная (2ЭГ) - 3 и контрольная группа (КГ). Наше обучение опиралось на результаты исследований, проведенных ранее в лаборатории развития речи Института дошкольного в ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.