Педагогика и образование » Введение краеведческого материала в урок русской литературы » Введение краеведческого материала в урок литературы

Введение краеведческого материала в урок литературы

Страница 3

Следует отметить и то, что журналистская работа заставляла Анатолия всё время быть на волне литературно-творческой жизни Брестчины. В областной газете он вёл литературную страницу «Зарянка», выступая с обзором произведений молодых писателей. Работая на телевидении, организовывал программы, посвящённые творчеству писателей-земляков.

Действительно, сам поэт утверждал, что «просто влюблён в Брестчину», поэтому его стихотворения, посвящённые городу Бресту, пронизаны необыкновенной теплотой и душевностью.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Берестье».

Берестье

Береста. Берестень. Берестье.

Какие звонкие слова!

Опять весна идёт предместьем

И к солнцу тянется трава.

И я спешу на берег Буга,

Где вязы древние растут.

Ужель опять увижу струги

И предков, что на них плывут?

В труде, лишениях и муке

Они здесь город создадут.

И никогда в чужие руки

Его уже не отдадут.

Береста. Берестень. Берестье.

Какая музыка в словах,

Когда я думаю о Бресте

На крепостных его валах!

Как истинный патриот и сын своей земли, Анатолий Гарай не мог пройти мимо наиболее трагичной страницы в истории нашего края – бессмертного подвига защитников Брестской крепости. Именно этой теме посвящено стихотворение «Баллада о белом коне».

Ученик выразительно читает стихотворение.

Баллада о белом коне

Не звёздная кружится вьюга,

Шумит не пожар в час ночной,

По крепости старой на Буге

Конь огненный скачет тропой.

Вдыхая дым раненой грудью,

Призывно он ржёт и храпит.

И яркие вспышки орудий,

Как молнии из-под копыт.

Где?. Где вы, солдаты артвзвода?

Где ты, командир молодой?

В дыму сорок первого года

На Буге кипит смертный бой.

Всё ближе и ближе фашисты.

Защитников строй поредел.

Убит уже взводный ершистый.

Как лунь, командир поседел.

А конь их всё ищет и ищет –

То вздыбится он, то замрёт.

И смерть над ними пулями свищет,

И землю снарядами рвёт.

- нет, смерть … Не возьмёшь!

Чего проще!

Я белый… Победы я конь…

… На Буге в березовой роще

Солдатская плачет гармонь.

И кто-то поёт о заветном,

Как Жуков на белом коне

Уже в сорок пятом, победном

Мчал гордо к Кремлёвской стене.

Не звёздная кружится вьюга,

Шумит не пожар в час ночной,

По крепости старой на Буге

Конь огненный скачет тропой.

3. Эвристическая беседа по стихотворению «Баллада о белом коне»

Какое впечатление навеяло это стихотворение, какие чувства вызвало?

Какие картину войны изображает поэт?

Как вы считаете, в стихотворении есть символы?

Как изображён белый конь, опишите его.

Что символизирует белый конь?

Следующее стихотворение Анатолия Гарая посвящено памяти Е. М. Фомина.

Ребята, а кто знает, кто такой Е.М. Фомин?

Ученик подготовил краткую справку о комиссаре Фомине.

Фомин Ефим Моисеевич (1909-1941)

Родился в местечке Колышки Лиозненского района Витебской области. В январе 1930 года стал коммунистом, а в марте 1932 года был направлен на партийно-политическую работу в РККА. В марте 1941 года полковой комиссар Фомин прибыл в 84-й стрелковый полк на должность заместителя командира по политической части. Войну он встретил в расположении казармы и сразу оказался в гуще событий. Когда гитлеровцы, прорвавшись в Цитадель, овладели красноармейским клубом, а затем направили свои силы в сторону Холмских ворот, комиссар Фомин поднял бойцов в контратаку. Враг дрогнул, отступил. Эта победа окрылила воинов, подняла их боевой дух, вселила уверенность в свои силы.

24 июня Е. М. Фомин вошел в состав штаба обороны, став заместителем командира сводной группы капитана И. Н. Зубачева. В Приказе №1 было записано, что создавшаяся обстановка требует организации единого руководства обороной крепости для дальнейшей борьбы с противником. С этого дня на плечи руководителей обороны легла большая ответственность за судьбу осажденной Цитадели, за судьбы воинов, женщин и детей. Комиссара Фомина всегда видели там, где было опасней. Он водил бойцов в атаки, подбадривал раненых, заботился о них. Его спокойствие, самоотверженность и храбрость поднимали боевой дух бойцов. Комиссар Фомин был расстрелян фашистами в крепости у Холмских ворот.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1957 года Е. М. Фомин награжден орденом Ленина посмертно. На месте его гибели установлена мемориальная доска. Его именем названы улицы в Бресте, Минске, Пскове, Лиозно, пионерские дружины.

А сейчас познакомимся со стихотворением, посвящённым Ефиму Моисеевичу Фомину.

Ученик выразительно читает стихотворение.

После боя

Памяти Е.М. Фомина

- Господин офицер, – и предателя глаз

Заюлил, заморгал, – комиссар среди нас.

- Комиссар? – офицерская выгнулась бровь.-

У меня к комиссарам большая любовь.

И насмешливо глянул на пленных солдат.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Методы развития и оценки координационных способностей
Для развития КС детей школьного возраста используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго регламентированного упражнения (или сокращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности. Эти методы используют в различных вариантах. Их разнообразие зависит о ...

История развития дошкольного образования в России
В Киевской Руси воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скорог ...

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи
В данном пункте раскрывается методика формирующего эксперимента детей трех средних групп: 1-я экспериментальная (1ЭГ), 2-я экспериментальная (2ЭГ) - 3 и контрольная группа (КГ). Наше обучение опиралось на результаты исследований, проведенных ранее в лаборатории развития речи Института дошкольного в ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0328