Например, принцип индивидуализации темпа и содержания обучения признают все сторонники классно-урочной системы – организационной структуры, лежащей в основе традиционной системы обучения. Используя традиционные методы дидактической работы, детерминированные этой структурой, указанные принципы последовательно реализовывать нельзя, потому что нельзя каждому учащемуся в классе обеспечить условия, которые бы позволили ему продвигаться в учебе с оптимальным для него темпом и изучать тот материал, к овладению которым он подготовлен с точки зрения собственного, индивидуального уровня развития. Такими возможностями как раз и располагает программированное обучение.
Таким образом, основное различие между традиционным (конвенциональным) и программированным обучением заключается не столько в том, какие принципы лежат в их основе (потому что они действительно во многом схожи, хотя, и не идентичны), сколько в том, в какой мере эти принципы можно реализовать в сфере каждого из них.
Принципы и виды программированного обучения
В настоящее время почти установилось мнение, согласно которому существует три разновидности программированного обучения. Это линейные, разветвленные и смешанные программы. Теоретические основы любого программированного обучения составляют следующие общие принципы:
принцип деления материала на небольшие, тесно связанные между собой части (порции, шаги);
принцип активизации деятельности учащихся, изучающих учебный материал;
принцип немедленной оценки каждого ответа учащегося;
принцип индивидуализации темпа и содержания обучения;
принцип эмпирической верификации учебного материала.
Первый из названных принципов программированного обучения требует от автора программы тщательного анализа учебного материала, а также деления этого материала на небольшие шаги, тесно связанные между собой с содержательной и логической точек зрения.
Второй принцип программированного обучения, принцип активизации деятельности учащихся, изучающих любой учебный материал, преследует цель привить каждому из них умение глубоко анализировать содержание отдельных шагов (частей) программы.
Главной задачей третьего принципа программированного обучения, принципа немедленной оценки каждого ответа учащегося, является:
а) сообщение ему о том, правильно ли он ответил;
б) переход учащегося к следующей рамке программы только в случае правильного ответа на вопрос предыдущей.
Благодаря четвертому принципу программированного обучения, принципу индивидуализации темпа и содержания обучения, каждый учащийся может учиться в оптимальном для него темпе, а также изучать материал, соответствующий по трудности уровню его подготовки.
Пятый принцип программированного обучения, принцип эмпирической верификации учебного материала (программы), обязывает автора приспособить степень трудности этого учебного материала к возможностям каждого учащегося.
Дидактические принципы, действующие в традиционном обучении, частично образуют основу программированного обучения. В традиционном обучении мы выделяем следующие принципы:
а) наглядности;
б) доступности (постепенно нарастающей трудности);
в) сознательного и активного участия учеников в процессе обучения;
г) систематичности;
д) прочности приобретаемых знаний;
е) оперативности;
ж) связи теории с практикой.
Пять принципов программированного обучения образуют общую основу различных видов программ, а именно линейной, разветвленной и смешанной. В основе всех трех видов программ лежат пять общих принципов программированного обучения.
Линейную программу называют также скиннеровской программой, потому что ее автором был американский психолог Б. Ф. Скиннер. Автором концепции разветвленной программы считается Н.А. Кроудер. По этой причине такой вид программы называют также кроудеровской. И, наконец, разновидность смешанной программы, которая возникла в результате объединения линейной и разветвленной программ, называют шеффилдской программой, так как она была разработана в университете в Шеффилде (Великобритания).
Линейная программа
Теоретические основы современной версии линейного программирования разработал американский психолог Б. Ф. Скиннер, в прошлом профессор Гарвардского университета. Во время конференции, посвященной анализу тенденций развития психологии, которая состоялась в марте 1954 г. в Питтсбурге, он сделал доклад на тему "Наука учения и искусство преподавания" (The Science of Learning and the Art of Teaching), представив в нем общий очерк своей концепции программированного обучения. Ее главными принципами были следующие:
Коррекционно-развивающая работа по формированию межличностных отношений
ребенка со сверстниками
Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения социальными нормами поведения, прежде всего, связан с жизнью ребенка в коллективе. В условиях воспитания в специальном учреждении ведущая роль в организации межличностного общения де ...
Словесные методы производственного обучения
а) Рассказ и объяснение Применение мастером словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению учащимся производственно - технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственную действительность. Мас ...
Педагогические цели профессионального обучения
Цели профессионального образования определяются социально-экономическими задачами, стоящими перед современным обществом. Профессиональное образование предполагает формирование готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста, его самоопределение в профессиональной деятельности. Целев ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.