Современная жизнь предъявляет большие требования к педагогике, основная задача которой в настоящее время – заложить теоретические основы для перестройки педагогических систем и эффективного их функционирования. В различных педагогических системах до сих пор применяются устаревшие методы и формы обучения. Еще в 60-е годы ХХ века традиционная школьная система обучения показала свою несостоятельность, и уже тогда начался поиск альтернативных концепций школьного образования. Уже тогда рассматривалась проблема активизации и индивидуализации процесса обучения, повышения самостоятельности обучающихся, предоставления обучаемым действенных знаний и развития на их почве умений.
В настоящее время в мире происходит процесс информатизации общества, основной отличительной чертой которого является преобладание информационной деятельности во всех сферах общественного производства, в культуре, искусстве, бизнесе, образовании, и осуществление информационного взаимодействия на основе информационно-коммуникационных технологий. Одной из основных задач современной педагогики является поддержка процесса информатизации образования, т.е. процесса подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества. Одним из условий подготовки считается владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), которое поможет выпускникам средних школ ориентироваться в современной информационной среде. Учащиеся средних школ знакомятся с основами работы на компьютере еще в начальной школе в рамках отдельного модуля "Практика работы на компьютере" (3-4 классы). В основной школе (8-9 классы) они начинают изучать и осваивать различные ИКТ как средства обработки, сохранения и передачи разных видов информации. Для того, чтобы учащиеся, заканчивающие основную школу, могли соответствовать всем требованиям, предъявляемым в настоящий момент государством и отраженным в Стандарте основного общего образования, учителя в некоторых школах стараются перейти от классической образовательной системы к новым более эффективным формам и методам обучения, рассмотреть новые варианты организации учебно-познавательной деятельности. В данный момент учителям предлагается множество таких инновационных подходов в образовании, одним из которых является программированное обучение.
Актуальность данной проблемы обусловливает наш выбор темы: "Использование элементов программированного обучения в процессе освоения курса информатики в основной школе", а также позволяет определить объект, предмет и цель исследования.
Объектом нашего исследования является процесс обучения информатике в основной школе, а предметом является организационно-педагогические условия использования элементов программированного обучения для повышения уровня усвоения учебного материала учащимися при изучении курса информатики в основной школе.
Целью нашей дипломной работы является выявление организационно-педагогических условий использования элементов программированного обучения для повышения уровня усвоения учебного материала учащимися при освоении курса информатики в основной школе.
В основу исследования положена гипотеза, сущность которой состоит в том, что использование элементов программированного обучения при изучении основного курса информатики будет способствовать успешному усвоению учебного материала учащимися при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
Цель обучения должна быть практической и реализовываться через учебно-познавательную деятельность и личностно-ориентированный подход в образовании;
Содержание обучения можно разделить на небольшие, тесно связанные между собой части, необходима возможность представления учебного материала в виде элементов программированного обучения с учетом возрастных особенностей учащихся и уровня подготовки класса;
На уроках информатики необходимо наличие практической деятельности учащихся для закрепления полученных ими теоретических знаний, возможность самопроверки в процессе практической деятельности, возможность реализации личностно-ориентированного подхода в образовании за счет выбора различных элементов.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования необходимо решить следующие задачи:
проанализировать непрерывность курса информатики в школе, выявить место основного курса в непрерывном курсе информатики, рассмотреть программированное обучения как один из подходов в образовании;
выявить организационно-педагогические условия использования элементов программированного обучения, при соблюдении которых применение данных элементов будет способствовать повышению уровня усвоения учебного материала учащимися;
обосновать возможность использования учебных элементов как элементов программированного обучения при изучении основного курса информатики в школе;
выявить содержательные линии учебной программы основного курса информатики, при изучении которых использование учебных элементов будет способствовать повышению уровня усвоения учебного материала учащимися;
практически проверить влияние использования учебных элементов при выявленных организационно-педагогических условиях при изучении основного курса информатики в школе на повышение уровня усвоения учебного материала учащимися.
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов: анализ научной, педагогической и методической литературы, тестирование и интерпретация результатов
Экспериментальной базой для проведения исследования являлась Гимназия №13 (Школа № 41). Апробация работы была проведена в период педагогической практики (декабрь 2007 г.).
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе "Теоретические основы использования элементов программированного обучения в освоении основного курса информатики" проводится обзор непрерывного курса информатики в современной системе образования и места основного курса информатики в концепции непрерывности образования, раскрывается суть программированного обучения, его средства и методы, выявляются организационно-педагогические условия использования элементов программированного обучения.
Во второй главе "Методика использования элементов программированного обучения при освоении отдельных тем основного курса информатики" проводится анализ содержания основного курса информатики для выявления тех тем и разделом, при изучении которых применение учебных элементов будет способствовать более успешному усвоению учащимися учебного материала, рассматриваются примеры учебных элементов и варианты их использования, описываются результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении оцениваются результаты проведенного исследования, делается вывод о целесообразности применения учебных элементов при освоении основного курса информатики, а также о соблюдении выявленных организационно-педагогических условий использования учебных элементов.
информатика образование программированный педагогический
Экологическая тропа – как одна из форм воспитания
Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7лет, просветительской работы с сотрудниками ...
Формирование мотивации учащихся
Анализ различных материалов показывает, что познавательная потребность, начинаясь еще в младенчестве, продолжает свое развитие сквозь годы зрелости к полному становлению. У совсем маленьких детей наиболее ярко выражена ее самая непосредственная форма – потребность во впечатлениях. Любознательность ...
Особенности психического
развития детей с умственной отсталостью
Во вспомогательной школе обучаются и воспитываются умственно отсталые дети. Под умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Традиционно считалось, что умственная отсталость - результат органического ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.