Существует множество средств программированного обучения. В качестве таких средств учителя могут использовать устную речь, инструктируя учащихся или решая с ними различные задачи. Также учитель может использовать бумажные носители информации: карточки, рисунки, схемы, отражающие последовательность действий учащихся для достижения оставленной цели. И, наконец, интерактивные носители информации: презентации, инструкции для работы с приложениями, различные справки и даже голограммы. Все эти средства могут служить средствами программированного обучения, если они созданы в соответствии с его принципами:
принцип деления материала на небольшие, тесно связанные между собой части, порции, шаги;
принцип активизации деятельности учащихся, изучающих учебный материал;
принцип немедленной оценки каждого ответа учащегося;
принцип индивидуализации темпа и содержания обучения;
принцип эмпирической верификации (проверки) программированных текстов.
Однако не все выше перечисленные средства соответствуют указанным принципам. Например, устные инструкции учителя не отвечают 4 и 5 принципам, темп работы и содержание у всех учащихся не отличаются. В данном случае можно говорить, что устная речь учителя является элементом "частично программированного" обучения.
Все средства программированного обучения можно классифицировать по различным основаниям. Нами предложена следующая классификация средств программированного обучения.
Классификация средств программированного обучения.
1. По уровню активности учащихся:
а) пассивные – когда учащиеся только наблюдают и воспринимают информацию, практические задания отсутствуют (различные рисунки, схемы, устная речь учителя, справки приложений, разъясняющие правильную последовательность действий и т.д.);
б) активные – когда учащиеся воспринимают знания и практически закрепляют их, выполняя задания, предложенные средствами (карточки с заданиями, учебные элементы, устные задания учителя и т.д.).
2. По источнику знаний:
а) словесные (устные инструкции и объяснения учителя);
б) наглядные (рисунки, схемы, презентации);
в) практические (карточки с заданиями, учебные элементы).
3. На основе чувственной модальности:
а) визуальные (рисунки, схемы);
б) аудиальные (устные инструкции и объяснения учителя);
в) аудиовизуальные (презентации, мультимедийные электронные учебные элементы).
4. По используемой форме обучения:
а) фронтальные (устные инструкции и объяснения учителя, рисунки, схемы, презентации);
б) групповые (карточки с заданиями, презентации);
в) индивидуальные (презентации, карточки с заданиями, учебные элементы).
г) коллективные (карточки с заданиями, презентации).
Исходя из созданной классификации, можно утверждать, что учебный элемент является не только дидактическим средством обучения, но также и объектом программированного обучения, так как он относится к данной классификации: он является активным, практическим, визуальным или аудиовизуальным, индивидуальным средством программированного обучения. Также в нем проявляются все принципы программированного обучения:
Принцип деления материала на небольшие, тесно связанные между собой части (порции, шаги) – учебный элемент представляет собой структурированный текстовый и иллюстративный материал, включающий в себя теоретическую базу, инструкции для формирования и развития определенных навыков учащихся, а также тренировочные задания и упражнения;
Принцип активизации деятельности учащихся, изучающих программированный текст – учебный элемент содержит задания и подробные инструкции, для их выполнения, учащиеся выполняют задания, используя персональные компьютеры, что позволяет развивать и совершенствовать практические навыки учащихся – таким образом реализуется деятельностный подход;
Принцип немедленной оценки каждого ответа учащегося – учебный элемент содержит задание, выполнение которых может быть проверено учителем в процессе урока, в любой момент работы учащихся над учебным элементом;
Принцип индивидуализации темпа и содержания учения – каждый учащийся в классе получает учебный элемент и работает с ним в своем собственном темпе, наличие у всех учащихся одинаковых элементов позволяет учащимся не ждать пока остальные товарищи завершат работу над заданием для перехода к следующему заданию;
Принцип эмпирической верификации (проверки) программированных текстов – все задания, включенные в учебный элемент, соответствуют возрастным и психологическим особенностям учащихся и рассчитаны на выполнение в течение одного урока без необходимости использования дополнительных источников информации.
Примеры активации учебно-познавательной деятельности
учащихся при изучении темы «Деревообработка»
Приведём примеры двух возможных вариантов построения уроков в целях выявления специфики методов, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся. Вариант первый. Показывая учащимся изделия из фанеры, учитель просит назвать материал, из которого они изготовлены. Учащиеся, используя жизнен ...
Причины детской безнадзорности и беспризорности
В настоящее время существует комплекс сложившихся факторов, детерминирующих появление беспризорности как явления. Безнадзорные и беспризорные дети, как правило, являются выходцами из социальных низов. Чувство страха, отчаяния у родителей увеличило опасность конфликтов между членами семьи. Критерием ...
Метод проблемного изложения в обучении географии
Назначение этого метода – показать учащимся сложные познания, движение к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед учащимися и решет ее сам, раскрывая ход рассуждения ученых. Школьники мысленно следят за хо ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.