К средствам обучения первого уровня В.В. Краевский относит те средства, которые учитель может использовать для организации и проведения урока. К средствам обучения второго уровня относятся средства, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либо учебного предмета. Для организации всего процесса образования в целом уже недостаточно средств, используемых учителем на уроке, экскурсии, практическом занятии. Недостаточно даже средств, позволяющих организовать изучение отдельного предмета. Необходима уже целая система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношения и взаимосвязи. Таким образом, В.В. Краевский предлагает трехуровневую систему средств обучения.
Таблица 1 Трехуровневая система средств обучения
Идеальные средства обучения |
Материальные средства обучения |
На уровне урока | |
- языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; - произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); - средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы); - учебные компьютерные программы по теме урока; - организующе-координирующая деятельность учителя; - уровень квалификации и внутренней культуры учителя; - методы и формы организации учебной деятельности на уроке. |
-отдельные тексты из учебника, пособий и книг; - отдельный задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; - тестовый материал; - средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели); - технические средства обучения (ТСО); - лабораторное оборудование. |
На уровне предмета | |
- система условных обозначений отдельных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат); - искусственная среда для накопления навыков по денному предмету (спортивный зал, лингафонный кабинет); - учебный компьютерный программы, охватывающие весь курс обучения предмету. |
- учебники и учебные пособия; - дидактические материалы; - методические разработки (рекомендации) по предмету; - книги-первоисточники; |
На уровне всего процесса обучения | |
- система обучения; - методы обучения; - система общешкольных требований. |
- кабинеты для обучения; - библиотеки; - столовые, буфеты; - медицинский кабинет; - помещения для администрации и педагогов; - раздевалки; - рекреации. |
Объективная необходимость использования наглядных средств и технических средств обучения (ТСО) в процессе обучения заключается в их огромном влиянии на процесс понимания и запоминания: при опытной проверке эффективности запоминания текста установлено, что при слуховом восприятии усваивается 15% информации, при зрительном - 25, а в комплексе, т.е. при зрительном и слуховом одновременно, - 65%.
Исследования физиологов показали, что 80% информации человек получает через зрительный анализатор. Пропускная способность каналов приема и обработки информации по линии "ухо - мозг" равна 50 000 бит/с, а по линии "глаз - мозг" - 50 000 000 бит/с.
Эти данные позволили С.А. Смирнову сделать вывод, что учитель должен сочетать вербальные методы с невербальными (зрительными, наглядными). И даже учитель иностранного языка, отказавшийся от традиционной методики с ее словесными (вербальными) методами, может добиться более высоких результатов путем использования наглядных средств и ТСО.
Специфически сложным является вопрос о взаимоотношении технических средств обучения с учителем. Иногда, "помогая" учителю и частично заменяя его, что в значительной части относится к использованию компьютеров в старших классах, технические средства обучения "вытесняют" учителя. В педагогической литературе достаточно много написано на эту тему. Но полностью вытеснить учителя из школы невозможно (время работы на компьютере учащегося ограничено по медицинским показателям 20-30 мин в день для начальной школы и несколькими часами для старшей). Широкое использование компьютеров в старших классах может привести лишь к изменению характера деятельности учителя на этих уроках, но не к его полному вытеснению.
Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о
воспитании»
Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании». Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то ...
Общечеловеческие и национальные ценности отечественной педагогики
Начало ХХ века было отмечено резким ростом неудовлетворенности педагогической общественности положением дел в сфере российского образования. Требования усилить внимание по "всему русскому" в программах и учебных пособиях выдвигали и либерально-демократические деятели общественно-педагогич ...
Художественно-творческая деятельность
как гарант повышения уровня подготовки ребенка к обучению в школе
Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе ДОУ № 32 «Рябинушка». В эксперименте принимали участие 2 группы детей в возрасте 5,5 - 6 лет – экспериментальная и контрольная. Количество детей каждой группы – 20 человек. Гипотеза исследования: целенаправленная организация изобразительн ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.