Педагогика и образование » Способы формирования орфографической зоркости и создание системы орфографических упражнений для ее выработки » Методика системы работы по формированию орфографической зоркости у учащихся

Методика системы работы по формированию орфографической зоркости у учащихся

Страница 1

Формированию орфографической зоркости подчинена и система работы над ошибками. Немаловажное значение для успешной организации этой работы имеет исправление ошибок учителем в момент проверки тетрадей.

"Общий принцип исправления ошибок, - говорит Н.С. Рождественский, - сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы они работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать".

Практикуем такие приемы исправления ошибок: неверно написанные буквы не исправляются, а, как правило, подчеркивается все слово с ошибочным написанием, на полях делается отметка о наличии ошибки. Цель такого исправления - заставить ученика вдуматься в данное слово, увидеть в нем орфограмму, распознать ее тип, а затем уже исправить ошибку в этой позиции.

Ход индивидуальной работы над ошибками

1-й этап - поисковый, когда ребенок ищет ошибку в указанном учителем слове. Если дети испытывают трудности при нахождении ошибки, они справляются у учителя. Практикуется и взаимопомощь. Если ученик затрудняется в обнаружении ошибки, разрешается соседу по парте помочь это сделать.

2-й этап - написать слово, в котором была допущена ошибка, в отдельную тетрадь и провести работу по исправлению ошибки.

Ход коллективной работы над ошибками

На доске написаны слова, в которых допущены ошибки, но вперемешку с правильно написанными словами на ту же орфограмму. Предлагается найти орфограммы в ошибочно написанных словах; объяснить, как их правильно написать, при этом на полях в тетради поставить номер орфограммы. Только после такой коллективной работы приступаем к самостоятельной, индивидуальной.

На следующем этапе работе над ошибками с целью развития орфографической зоркости используем прием проведения орфографических пятиминуток с включением слов, в которых были допущены ошибки.

Орфографическая зоркость легко поддается учету. Для этого мы ввели систему нумерации орфограмм. Что стоит за номерами орфограмм? Прежде всего, умение увидеть орфограмму.

В системе нашей работы (начиная с 1 класса) имеют место такие задания:

1) указать над буквами порядковые номера орфограмм, записанных на доске:“1” - проверяемые безударные гласные в корне,“16” - безударные гласные в окончаниях имен существительных,“_” - безударные окончания имен прилагательных,“_” - безударные окончания имен существительных,“_” - безударные личные окончания глаголов,“7” - правописание приставок и предлогов,“_” - безударные суффиксы глаголов в прошедшем времени перед Л.

Учащиеся 4 класса выполняют это задание так:

2) во время орфографических пятиминуток определить общее количество орфограмм с безударной гласной, в том числе, с проверяемой (непроверяемой) в корне слова и т.д. Работа проводится как на материале упражнений учебника "Русский язык" Т.Г. Рамзаевой, так и с привлечением книги для чтения;

3) цифровое обозначение орфограмм практикуем и на этапе предварительного анализа того, что подлежит записи (т.е. для предупреждения ошибок). В этом случае схема предложения, вычерченная на доске, заполняется номерами орфограмм. Такие задания выполняются как на этапе тренировочных упражнений, так и контрольного типа.

Такая систематически проводимая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического и цифрового обозначения дает положительные результаты.

Наряду с описанными выше средствами, такими, как различного вида таблицы, памятки и алгоритмы, для организации работы по развитию орфографической зоркости используются и другие средства, например, сжатые опоры - карточки орфограмм, которые особенно полезны для детей с развитой зрительной памятью. Карточки - опоры изготавливаются из картона и имеют форму прямоугольников, на которых изображены различные орфограммы с помощью кружков и линий различного цвета. Эти наглядные опоры включены в вышеназванную таблицу нумерации орфограмм. (См. приложение). Знакомство с карточками, как и с номерами орфограмм, осуществляется постепенно по мере изучения орфографических правил.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Направления в зарубежной педагогике
С начала ХХ в. в западном обществе нарастало недовольство существующей системой образования. Традиционная система образования с ее схоластикой, словесным обучением и оторванностью от общества уже не могла удовлетворять возникающие новые потребности. Обучение, направленное только лишь на передачу оп ...

Функции семьи
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что ...

Семья, имеющая ребенка с речевой патологией
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. Так, например, мале ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0112