Многочисленные примеры детского словотворчества на этапе развития и усвоения грамматических навыков родного языка свидетельствуют о том, что ребенок понимает смысл употребляемых грамматических форм, но еще не запомнил, как их нужно употреблять в речи – не усвоил речевой нормы. Словотворчество может проявляться в
а) словообразовании;
б) словоизменении.
а) дети образуют свои слова по аналогии с теми, которые уже усвоили, например:
по аналогии с течь (сущ.): «копь», «капь», «тепь»
по аналогии с бег: «прыг», «сид»
по аналогии с певун: «чистун», «светлун»
по аналогии с краснота: «грязнота», «голубота»
по аналогии с воспитатель: «думатель», «говоритель», «вставитель»
па аналогии с храбрость: «умность», «плохость», «худость», «сладкость»
по аналогии с сидение: «спание», «звонение», «устание», «боление»
по аналогии с прибить: «примолоточить», «прилаять»
И эти примеры можно продолжать без конца – нет нормально развивающегося ребенка, который не «творил» бы свои слова. Взрослые понимают смысл этих новообразований по той простой причине, что собственно смысловых грамматических ошибок тут и нет: приставки, суффиксы употреблены совершенно осмысленно, у них правильные значения; просто дети еще не помнят с какими корневыми морфемами употребляются в литературной речи те или иные суффиксы и приставки.
б) Дети изменяют слова в речи обычно по продуктивному типу склонения или спряжения, продуктивно образуют форму множественного числа. К непродуктивным типам словоизменения относятся, как известно, небольшие группы слов, такие, как есть, ехать, расти (каждый из них составляет особую группу спряжения) разносклоняемые существительные и др. Но эти слова весьма часто встречаются в речи, поэтому словотворчество, связанное с ними, всегда заметно.
Вывод: данном параграфе мы рассмотрели процессы формирования грамматических навыков у детей, изучили этапность и основные стадии усвоения морфологических категорий, также мы сделали вывод о том, что ошибки на этапе усвоения грамматики родного языка, не есть ошибки, а норма, так как показывают, что ребенок осмысленно употребляет какую-то форму, но еще не усвоил, что она, например, является исключением. Здесь мы уже также упоминали о словотворчестве, которое проявляется в процессе словообразования. В следующем параграфе мы предлагаем рассмотреть их более подробно, опираясь на классификацию по Т.Н. Ушаковой.
Современные тенденции развития дошкольного образования
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учрежде ...
Развитие мыслительной деятельности ребенка
Особая роль в сенсорном воспитании (целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия) детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, ...
Некоторые специальные приемы, собирающие слуховое внимание учащегося
У каждого педагога есть своя «система средств воздействия» на учащихся, в частности приемы, которые обостряют эмоциональное восприятие музыки и «открывают уши». Эти приемы, психологически настраивая ученика, подготавливая его к работе, играют, тем не менее, лишь вспомогательную роль. Когда внешний ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.