В первой главе нами рассмотрены основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование, конкретизация. Опишем приемы формирования каждой мыслительной операции.
Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или явления на составляющие его части. В практической деятельности анализ приобретает форму фактического расчленения предмета на составляющие его части. Возможность практически выполнить такое расчленение лежит в основе мысленного расчленения предмета на его элементы.
Где используется анализ
Процедура анализа – составная часть всякого научного мышления, научной работы.
Его используют в логике для выяснения структуры рассуждений.
Он находит широкое применение в медицине.
Перед различными строительными проектированиями вначале тоже выполняют анализ.
Химики делают химический анализ, цель которого установить, из каких веществ состоит исследуемый объект.
Анализ необходим для создания и функционирования автоматов, распознающих речь.
Электро- и радиотехники делают анализ для того, чтобы разобраться в схеме и ее работе: они мысленно разделяют схему на узлы и выясняют состав и назначение каждого.
Решение задачи всегда «разбивают» на шаги: знакомство с условием, запись данных, изготовление чертежа, решение в общем виде, вычисление, запись ответа; это тоже анализ.
Подобных примеров можно привести еще очень много.
Заметим, что умение разложить объект исследования на составляющие – необходимое условие, обеспечивающее успех любой деятельности.
Обучение анализу
Для того чтобы обучить анализу, вначале знакомимся с тем, что в учебном предмете «физика» может быть подвергнуто анализу, т.е. с анализируемыми объектами.
Объект – нечто, что существует: тело, вещество, явление, событие и др.
В объекте можно выделить:
- детали (если объект является предметом, установкой, машиной, электрической схемой),
- признаки (если объект – явление, процесс, предмет),
- функции (если объект – прибор, машина, установка),
- фрагменты содержания разного смысла (если объект – текст, видеофильм, условие задачи).
Задания для выполнения анализа
Для закрепления и развития умения анализировать можно предложить несколько типов заданий.
Ø Анализ при работе с учебником
Задание 1. Составить план параграфа или статьи (для этого можно дать название каждому абзацу)
Задание 2. Найти в нескольких параграфах учебника сведения для заполнения одной из следующих таблиц.
Таблица 2.1 – Какие явления изучили в пройденной теме
Название явления |
В чем оно заключается |
Чем его объясняют |
Свойства или признаки |
Где проявляется или где применяется |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Таблица 2.2 – С какими физическими величинами познакомились
Название величины |
Что она характеризует |
Определение или смысл |
Какой буквой обозначают |
Единица измерения |
Каким прибором измеряют |
По какой формуле рассчитывают |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
Структура модульной системы обучения
Представить модульную систему обучения можно в виде структуры, приведенной на рисунке 1. На нем графически представлены основные этапы разработки и внедрения модульной системы. Сверху показана последовательность выполнения этапов, снизу – технико-организационная документация, которая разрабатываетс ...
Контрольное исследование уровня развития письменной связной речи
обучающихся 4-х классов
Заключительным этапом работы является контрольное исследование уровня развития письменной связной речи обучающихся 4-х классов. Обследование письменной речи проводилось в марте 2009 года в МОУ «Нужъяльская средняя общеобразовательная школа» и в МОУ «Люльпанская средняя общеобразовательная школа». В ...
Особенности развития умений диалогической речи у детей среднего дошкольного
возраста, своеобразие детского диалога
Если малыш пяти-шести месяцев жизни видит занимающегося своими делами взрослого, он доступными ему средствами (гудением, лепетом) старается привлечь его внимание. В два года речь ребенка становится основным средством общения с близкими взрослыми, он для них «приятный собеседник». В три года речь ст ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.