Педагогика и образование » Словотворчество как закономерность развития речи ребенка в дошкольном возрасте » Методика «Дайте название картинке»

Методика «Дайте название картинке»

Страница 2

«Здесь черные, здесь коричневые . здесь много, здесь мало .» (рассматривая счеты)

Двигательные реакции (совпадают с двигательными реакциями предыдущей методики):

хмурили брови (наблюдалась у многих детей)

Почесывали затылок (дети старшего возраста, специально, показывая тем самым степень серьезности отношения к эксперименту).

Девочка, которая носит очки, поправляла их.

Смотрели на потолок.

Ходили, вставали.

Некоторые дети, увидев жирафа с кенгуру после беседы пытались изобразить данное животное.

Ответы испытуемых на предложенные вербальные основы можно найти в протоколе исследования в приложении к данной работе. Ниже мы представляем сводную таблицу ответов - в ней найдут отражение наиболее интересные ответы детей, а также количество новых слов, придуманных детьми в ходе эксперимента по данной конкретной картинке (так как были случаи, что дети просто выбирали слово, уже имеющееся в языке).

Количество новых придуманных слов

Наиболее интересные ответы

1

4

плечник, ведрышки, носитель

2

9

наглазник, зрачкун

3

1

кенжир, жирафик с руками

4

2

носатик, кисутка

5

10

считание. считалка

6

1

дырокол, проливайка

7

12

гладилка, утюжница

8

1

самолет, вертолет, летчик, летатель

9

8

слушалка, трубочка, палочка

10

0

кролик, тигр, кролик в тигриной шкуре, переоделся

11

11

поливайка, поливалка, цветочник

12

11

водяной пистолет, брызгалка

Комментарии:

Дети более младшего возраста не могли отвечать в рамках данной методики, испытывали трудности, называли предметы сочетаниями звуков, или приносили свои игрушки, показывали, что они похожи. Дети старшего возраста с легкостью придумывали новые слова или, говорили уже известные им слова, относящиеся к другим, но похожим предметам. Время не ограничивалось, но, тем не менее, хочется отметить, что данная методика проходила несколько дольше предыдущей.

Выводы по данной методике: результаты данного эксперимента подтверждают наше предположение о том, что феномен словотворчества является закономерностью развития детской речи. Дети, рассматривая изображения забавных предметов, сочетающих в себе определенные известные характеристики повседневных предметов и странные неизвестные характеристики, имеют выбор или придумать новое слово, для обозначения предмета, или выбрать уже имеющееся в словаре и лишь дополнить его деталями. Эксперимент показал, что большинство детей выбирают первое.

В рамках данного практического параграфа мы описали ход эксперимента, состоящего из анализа и классификации единиц словотворчества, приведенных на основе личного опыта и бесед с родителями, а так же из методик «Что это такое?» и «Дай название картинке». Идея представленных методик взята у других авторов (Ушакова), но вербальные и визуальные опоры разработаны нами. Первая из двух названных методик направлена на доказательство наличия сходных механизмов словотворчества у детей, вторая имеет своей целью доказательство наличия словотворчества у детей разных возрастных групп.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Формы и принципы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям
Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Желание ребенка узнавать новое, приобретать различные умения, является главным условием формирования нравственно-волевых качеств. Таким образом, перед дошко ...

Педагогическая теория М. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
Мария Монтессори — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Монтессори в 1898—1900 гг. работала в детской психиатрической клинике и впосл ...

Сущность понятия «речевые умения»
Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детски ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0103