«Здесь черные, здесь коричневые . здесь много, здесь мало .» (рассматривая счеты)
Двигательные реакции (совпадают с двигательными реакциями предыдущей методики):
хмурили брови (наблюдалась у многих детей)
Почесывали затылок (дети старшего возраста, специально, показывая тем самым степень серьезности отношения к эксперименту).
Девочка, которая носит очки, поправляла их.
Смотрели на потолок.
Ходили, вставали.
Некоторые дети, увидев жирафа с кенгуру после беседы пытались изобразить данное животное.
Ответы испытуемых на предложенные вербальные основы можно найти в протоколе исследования в приложении к данной работе. Ниже мы представляем сводную таблицу ответов - в ней найдут отражение наиболее интересные ответы детей, а также количество новых слов, придуманных детьми в ходе эксперимента по данной конкретной картинке (так как были случаи, что дети просто выбирали слово, уже имеющееся в языке).
№ |
Количество новых придуманных слов |
Наиболее интересные ответы |
1 |
4 |
плечник, ведрышки, носитель |
2 |
9 |
наглазник, зрачкун |
3 |
1 |
кенжир, жирафик с руками |
4 |
2 |
носатик, кисутка |
5 |
10 |
считание. считалка |
6 |
1 |
дырокол, проливайка |
7 |
12 |
гладилка, утюжница |
8 |
1 |
самолет, вертолет, летчик, летатель |
9 |
8 |
слушалка, трубочка, палочка |
10 |
0 |
кролик, тигр, кролик в тигриной шкуре, переоделся |
11 |
11 |
поливайка, поливалка, цветочник |
12 |
11 |
водяной пистолет, брызгалка |
Комментарии:
Дети более младшего возраста не могли отвечать в рамках данной методики, испытывали трудности, называли предметы сочетаниями звуков, или приносили свои игрушки, показывали, что они похожи. Дети старшего возраста с легкостью придумывали новые слова или, говорили уже известные им слова, относящиеся к другим, но похожим предметам. Время не ограничивалось, но, тем не менее, хочется отметить, что данная методика проходила несколько дольше предыдущей.
Выводы по данной методике: результаты данного эксперимента подтверждают наше предположение о том, что феномен словотворчества является закономерностью развития детской речи. Дети, рассматривая изображения забавных предметов, сочетающих в себе определенные известные характеристики повседневных предметов и странные неизвестные характеристики, имеют выбор или придумать новое слово, для обозначения предмета, или выбрать уже имеющееся в словаре и лишь дополнить его деталями. Эксперимент показал, что большинство детей выбирают первое.
В рамках данного практического параграфа мы описали ход эксперимента, состоящего из анализа и классификации единиц словотворчества, приведенных на основе личного опыта и бесед с родителями, а так же из методик «Что это такое?» и «Дай название картинке». Идея представленных методик взята у других авторов (Ушакова), но вербальные и визуальные опоры разработаны нами. Первая из двух названных методик направлена на доказательство наличия сходных механизмов словотворчества у детей, вторая имеет своей целью доказательство наличия словотворчества у детей разных возрастных групп.
Формы и принципы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым
условиям
Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Желание ребенка узнавать новое, приобретать различные умения, является главным условием формирования нравственно-волевых качеств. Таким образом, перед дошко ...
Педагогическая теория М. Монтессори: свобода личности,
самовоспитание, самообучение
Мария Монтессори — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Монтессори в 1898—1900 гг. работала в детской психиатрической клинике и впосл ...
Сущность понятия «речевые умения»
Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детски ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.