Педагогика и образование » Словотворчество как закономерность развития речи ребенка в дошкольном возрасте » Методика «Дайте название картинке»

Методика «Дайте название картинке»

Страница 3

Классификация единиц словотворчества показала, что действительно в этом вопросе можно опираться на точку зрения Ушаковой, которая предлагает три группы слов («слова-осколки», слова с «чужим окончанием» и «синтетические слова»). Только следует отметить, по данной классификации можно разделять лишь единицы словотворчества, имеющие грамматическое «происхождении». Конечно, лексическое значение слова тоже будет играть немаловажную роль, но все же чтобы выразить слово в речи придется обратиться за помощью к грамматике. Лексика, как бы дает толчок, грамматика – реализует словотворчество как процесс.

Две представленные в практической главе методики - «Что это такое?» и «Дай название картинке» еще раз подтверждают нашу гипотезу – словотворчество есть закономерный процесс развитья детской речи и носит шаблонный характер. Ребенок в своем словотворчестве опирается на уже известные слова, используя их как стереотипы. Также данные методики подтверждают, что механизмы словотворчества достаточно универсальны.

Еще хочется отметить, что процесс образования новых слов доставляет немало удовольствия, как взрослым, так и детям, так как единицы порой очень забавны.

В процессе исследования нам очень понравилось работать с детьми, результатами экспериментов мы довольны.

Овладевая родной речью, ребенок очень часто разными способами придумывает новые слова. Процесс создания ребенком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного языка носит название словотворчества. Для создания собственных языковых единиц ребенок проделывает большую аналитико-синтетическую работу: он наблюдает, анализирует, сравнивает, делает выводы, что, в конечном счете, приводит к первичному элементарному осознанию языка и его функциональных возможностей в речи. Оно обнаруживает себя у многих детей всего мира и позволяет тем самым предполагать за ним существенную роль в речевом развитии.

Словотворчество рассматривалось многими авторами и в своей работе мы делали ссылки на этих авторов. Исследования детской речи давно находятся в центре внимания лингвистов. Не так давно появилась такая наука, которую мы уже упоминали - онтолингвистика. Идут споры по поводу определения этой науки как самостоятельной или как лингвистической отрасли. Итак, в начале исследования мы поставили перед собой цель изучить детское словотворчество, как закономерность развития речи ребенка в дошкольном детстве. Чтобы цель была успешно выполнена, мы представили ряд задач практического и теоретического характера. В ходе исследования мы: изучили развитие лексики в онтогенезе, проследили усвоение ребенком различных элементов родного языка на разных уровнях (лексическом, грамматическом), классифицировали единицы словотворчества, исследовали единицы словотворчества, полученные экспериментальным путем и определить степень их сходства и различия у разных детей.

В результате практического и теоретического исследования мы доказали, что процесс словотворчества наблюдается у всех, без исключения детей дошкольного возраста, без отклонений в развитии. Также мы нашли определенные механизмы словотворчества, присущие все детям. Мы сделали вывод, что любое словотворчество имеет под собой «базу» - стереотипы, шаблоны. И уже опираясь на эти шаблоны, ребенок придумывает новые слова.

Тем самым, с уверенностью можем сказать, что наша гипотеза полностью подтвердилась в результате теоретического анализа имеющейся литературы и практического эксперимента.

Тем не менее, вопросов для исследования в этой области еще очень много. Среди них, например – рассмотрение и классификация единиц словотворчества, носящих фонетический характер, более детальная разработка этапности развития грамматических навыков речи, с опорой не только на синтаксис, а также на морфологию.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Методические особенности проектно-творческой деятельности на уроках трудового обучения учащихся начальной школы
Метод проектов – система обучения, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих новизной, ...

Краткая характеристика животных
Мир животных представлен на Земле огромным многообразием. В настоящее время насчитывается более 1,5 млн. различных видов животных. Животные — это живые организмы, которые имеют много общего с растениями в строении и жизнедеятельности. Однако между ними есть и существенные различия. Растения характе ...

Различные современные подходы к определению понятия «функция»
Понятие функции часто встречается в школьном курсе математики и хорошо знакомо учащимся. Тем не менее на приемных экзаменах в вузах поступающие допускают много ошибок при использовании этого понятия. Объясняется это различными причинами, но в первую очередь тем, что слово «функция» используется в м ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0226